Милосердие и кротость как один из видов добродетели

 Милосердие и кротость как один из видов добродетели.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе, дорогие отцы и братья! После грехопадения наших прародителей все мы стали удобопреклонны ко греху. Грех овладел человеком, и, хочется нам того или нет, но нам уже проще творить беззакония, нежели трудиться для спасения собственной души. Ведь даже апостол Павел писал: «Добро, которое хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю» (Рим. 7; 19). Но не стоит отчаиваться и опускать руки, ссылаясь на своё падшее и грешное существо, так как покрыть свои грехи мы можем, если научимся добродетелям. И сегодня я хочу рассказать вам об одном из видов добродетели – о милосердии.

Что такое милосердие? Милосердие – это добродетель, научившись которой мы можем получить прощение своих прегрешений. Об этом говорит Сам Господь наш Иисус Христос: «Блажени милостивии, яко те и помилованы будут» (Мф. 5; 7). Вы только вдумайтесь, насколько велико значение милосердия, если сам Господь даёт человеку обещание, что тому, кто соблюдёт эту заповедь, Он простит грехи, а значит, спасёт. Стоит только дивиться великой силе милосердия!

Блаженный Августин по поводу милосердия говорил следующее: « Перед вратами геенскими стоит милосердие и не попущает ввергнуть в геенну никогожде». Хорошим подтверждением слов Блаженного Августина является житие святого Петра мытаря.

В Африке жил некий человек по имени Пётр. Он был мытарём, а потому хорошо обеспечен. Пётр никогда ни в чём не имел нужды. Но беда Петра была в том, что, не взирая на всё его богатство, он ни разу никому не дал и крошки хлеба. Пётр никогда не посещал храм, так как, к сожалению, не верил в существование Бога. Он жил так, как живут обычные богачи – не  помышляя о часе смертном.

Однажды, объединённые одним несчастьем, бедняки того города собрались вместе и начали восхвалять тех людей, которые были добры и милостивы по отношению к ним: накормил ли их кто, одел, напоил или оказал иную помощь.

Но среди тех людей не нашлось и одного, кто мог бы похвастаться чем-то полученным из рук Петра. Тогда один из них сказал, что выпросит что-либо у Петра, если собравшиеся соберут некий залог и отдадут его ему. Тем временем мимо проходил Пётр, ведя осла, который вез на себе полные сумки хлеба. И бедняк, пользуясь случаем, пошёл просить милостыни у мытаря. Несчастный просил, умолял, падал в ноги, плакал, но Пётр ни разу не посмотрел на него, делая вид, что не замечает просящего. Вскоре богач уже не мог терпеть назойливого бедняка и начал искать камень, чтобы бросить в него и прогнать. Но не найдя камня, Пётр с гневом бросил первое, что попалось ему под руку-кусок свежего хлеба, и тот, схватит кусок, радостно побежал от него, славя и благодаря Бога за это. Пётр не придал этому случаю никакого значения, даже не догадываясь, насколько резко изменит он его будущую жизнь.

Спустя немного времени, Пётр неожиданно заболел крайне серьёзным образом. Находясь уже в предсмертном состоянии, он увидел удивительный сон – видение, как он попал на Суд Божий. Перед ним стояли весы, на которые ужаснейшие существа радостно клали все его прегрешения и беззакония, а прекрасные ангелы со скорбью на лицах не могли ничего положить на весы в оправдание Петра. И вот один из ангелов положил на весы тот самый кусок хлеба, который он гневно бросил в бедняка, говоря: «Это единственное его доброе дело, но и то он совершил поневоле»-и повернувшись к Петру сказал-« иди и умножь этот хлеб, чтобы ты не попал ты в руки демонам».

Очнувшись, больной понял, что это был вовсе не сон, а видение. Пётр осознал то, что жил в бесчестии всё это время. Быстро поправившись и окрепнув от болезни, он раздал всё своё имение, отпустил всех своих рабов, кроме одного, чтобы тот продал своего господина в рабство христианину.

Вот как милосердие в совокупности со смирением может из геенны огненной возвести грешника до райских чертогов.

О необходимости дел милосердия говорит и сам Господь: «Пойдите и научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6; 6), (Мф. 9; 13). К милосердию Господь призывает людей во все времена, так как эти слова встречаются как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Но всякому чистому и благому делу сопутствует искушение. Очень часто бывает, что даже кто-либо из нас, на первый взгляд, совершает нечто доброе, а на самом деле – себе в суд и осуждение. Так бывает и с милосердием. Преподобный Максим Исповедник писал: «Между действиями человеческими многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например – пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры»[1]

Действительно, подобно ложке дёгтя, которая может испортить бочку с мёдом, так и грех может отравлять, убивать соделанную нами добродетель. А ведь это труд, даже подвиг – творить милостыню со смирением и кротостью. Очень часто бывает, когда мы окажем помощь кому-либо, в сердце начинает говорить гордыня: «я не такой уж и плохой, у меня есть все шансы на спасение». Такими мыслями мы, сами того не замечая, возносим себя до небес, а, на самом деле, низвергаемся до преисподней.

Не так ли вели себя фарисеи? Спаситель желал видеть в нас разве такие лживые добродетели? Очень сильно сомневаюсь. Все мы только с виду «добрые деверья», но плоды нас же самих и обличают.

Очень жаль, что с течением времени милосердие уходит на задний план. Люди нашего времени вообще не знакомы с этим явлением на практике, а, может быть, скоро и забудут даже значение этого слова. Я думаю, что каждый видел, как люди сейчас просто переступают через просящих милостыню. Все почему-то брезгуют этими людьми, а если кто и пожертвовал что-то, то сделал это крайне быстро, незаметно, будто его за это сейчас осудят. Очень часто можно увидеть такую картину: обессиленная старушка стоит на коленях, держа в одной руке тарелочку с мелочью, а в другой руке образ Спасителя или Божией Матери. И на тебя смотрят глаза Спасителя. А ведь именно в этом человеке Господь и является нам, давая возможность накормить, напоить или одеть Его. Но дело в том, что люди поступают именно как святой Пётр мытарь до своего вразумления – в действиях только равнодушие, только жестокосердие.

Существуют люди, которые говорят, что если бы они были на месте Адама и Евы, то не искусились, если бы жили во времена Христа и апостолов, то непременно уверовали в него, а апостолов с радостью принимали у себя дома, когда  те были бы на проповеди в их городе. Но только кто запрещает верить во Христа и принимать путников сейчас? Такие люди своими же словами себя и осуждают.

Чуть ранее я сказал, что творить милостыню со смирением и кротостью – подвиг. Такую добродетель, как кротость я упомянул не для красного словца. Дело в том, что милосердие и кротость – сопряжённые добродетели. Свт. Иоанн Златоуст по этому поводу замечает: «Всякий кроткий склонен к человеколюбию и не может перенести пренебрежения к находящемуся в нужде, считая бедность других несчастье для себя» ( Свт. И. Златоуст  57, 158).

Милосердие просто немыслимо без кротости. Лишь кроткий и смиренный человек сможет дать милостыню без гордыни, с любовью, не превознося самого себя над всеми, а особенно над просящим. Кроткий не будет ненавидеть обидчиков, он ничуть не озлобится на них, а лишь помолится Богу об их прощении.

Истинный пример кротости мы видим в Спасителе: Он безропотно терпел все мучения и издевательства, терпел унижение и позор. Ещё на проповеди он учил: «Возьмите иго Мое на себя и учитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11; 29).

В последнее время частым явлением стало то, что молодёжь, а порой и весьма взрослые люди, имея всё для счастливой жизни, не могут найти покоя и душевного равновесия, так вот Господь в Святом Евангелии и говорит, что с кротостью и найдёт душа успокоение. Кроткая и смиренная душа всё возлюбит, за всё возблагодарит Христа.

Братья, в нашем мире становится всё меньше добра. Кого ни спроси по этому поводу, все винят в этом время, другой уклад жизни, окружающих, государство – да в конце концов всё, что угодно, но никто не хочет признать, что мир, каким он является на данный момент, создали мы сами. Мы добровольно идём в рабство ко греху, не осознавая, что сети врага полностью нас окутали, что мы уже потеряли свою свободу. А ведь человек может быть свободным только в Боге, только во Христе. Христос сказал, что невозможно служить двум господам, так как одному будешь усердствовать, а другому нерадеть» (Мф.6;24). Из этого следует, что сознательное совершение того или иного греха ставит под сомнение нашу службу Христу. Потому каждому из нас стоит стараться избавляться от грехов. Избавление от греха подобно удалению сорняков: вырвав с корнем один, за ним удалятся и другие. С добродетелями тот же принцип: когда научишься одной, в скором времени будешь преуспевать и в другой. И только таким образом можно совершенствоваться в духовной жизни.

Братья, каждый из нас должен умножать в себе добродетели, а не грехи. Все добродетели спасительны, безусловно, но милосердие и кротость должны стяжать в себе все христиане.  Ведь милостивии помилованы будут, а кроткие наследуют землю. Аминь!

[1] Преподобный Максим Исповедник 200, 35.

воспитанник II курса КДС

 Прохоров Олег