Мировоззрение и образ жизни современной молодежи и православная их оценка

DPP_0004_m

«Мировоззрение и образ жизни современной молодежи и православная их оценка»[1].

 

Настоящее мое выступление посвящено современной молодежи, ее мировоззрению и образи жизни. Церковь традиционно занималась воспитанием молодого поколения. Чем глубже идеалы добра и веры проникали в молодежную среду, тем более укреплялась гражданственность в стране, и поднималась нравственность в обществе, тем крепче становилось государство. В настоящее время нам необходимо вернуть православные традиции в процесс воспитания будущих граждан России.

Сегодня духовно-нравственное состояние молодежи вызывает глубокие опасения. И это проблема всего общества. Целые поколения людей в XX веке были оторваны от Христа, от Его Церкви и лишены общения с Духом Святым в благодатных таинствах Церкви. Это привело к духовной опустошенности людей. Зачем, ради чего и как жить дальше — на эти вопросы не в состоянии дать ответ не только наша молодежь, но зачастую и взрослые люди. Семья, школа, общество и государство не восприняли в достаточной степени духовные и моральные ценности Православия. Многие годы они формировались на нехристианской традиции. Еще десять лет назад в стране идеология атеизма была господствующей, и сейчас материалистическое отношение к жизни сохраняется в сознании большинства людей.

Казалось бы, что за последние годы восстановлены все условия для духовного оздоровления личности и общества в целом: открываются храмы, возрождаются монастыри, действуют воскресные школы, делается все, чтобы человек обрел утраченное благодатное общение с Богом. Но в большинстве своем люди остаются не восприимчивыми к Слову Божию, поскольку, хотя и большой процент из них приняли крещение и считают себя верующими, еще многих вера не привела к внутренней перемене, и они находятся под влиянием пропаганды вседозволенности.

Современный мир формирует новое мировоззрение, которое несет в себе идеалы, чуждые христианству, и где не находят отражения евангельские нормы жизни. Понимание предназначения человека, его места в мире, система его взглядов и ценностей находятся в материальной плоскости. Современный человек ищет комфорта, роскоши, удовольствий, и в этом видит весь смысл своей жизни и деятельности. Его личность оказывается вне Бога.

В наши дни уже не сам человек, но технократическое общество формирует его потребности и привычки. «Цивилизация — эта огромная попытка восполнить отсутствие Бога», — пишет профессор В. Н. Лосский. Ее задача — не дать человеку придти в себя, задуматься о ценности своей жизни. Под воздействием технологического развития происходит всё большее отчуждение человека не только от Бога и окружающего мира, но и от самого себя. Библия говорит, что отчуждение человека от Бога произошло в результате совершенного первым человеком греха: в настоящее время мы имеем дело с общей греховной направленностью жизни, замкнутой лишь на удовлетворении посредством техники похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1Ин.2,16).

Молодой человек ХХI века в своей жизни руководствуется исключительно потребностями тела. Он стал сомацентричен (греческое слово «сома» означает плоть). Его душа подчинена телу, а точнее той чувственности, что приносит ему удовольствие, и теми предметами, которые заполняют его внутренний мир – компьютер, телевизор, новыми средствами связи и передвижения и вообще всем, что создает комфорт его жизни. Он перестает быть личностью, ибо личность самостоятельна и творчески подходит к окружающему миру, и превращается в безликого служителя телу и потребителя окружающих благ. В молодежной среде утрачиваются основанные на любви добродетели патриотизма, милосердия, сострадания, а развивается культ насилия, алчность, неверность.

Сегодня мы можем говорить о новом мировоззрении нового поколения, ином образе жизни, чуждом не только принципам христианской морали, но и общечеловеческим нормам поведения. Жизнепонимание современной молодежи кардинально отлично от тех взглядов, которые имели молодые люди пятнадцать лет назад. Новое мировоззрение молодого человека сфокусировано на самом человеке с его физическими потребностями, где греховные наклонности приобретают полную свободу и определяют смысл жизни.

Чтобы понять, почему это произошло, мы должны рассмотреть состояние основных институтов, влияющих на мировоззрения молодых людей.

Определяющее значение в формировании личности играет семья. От родителей во многом зависит, какие ценности будут преобладать у ребенка, какие нравственные нормы поведения он получит. По словам святителя Феофана Затворника, семья должна привить ребенку любовь, и от этого будет зависеть, сможет ли ребенок в будущем воспринять совет старших. Отсутствие любви в семье является причиной того, что сегодня призывы Церкви остаются без ответа со стороны большинства молодых людей. Привить любовь ребенку должны в первую очередь родители. Но современные социологические данные свидетельствуют о кризисе семьи. Количество регистрируемых браков за последние несколько лет сократилось более чем на треть, причем более половины молодых людей допускают распад своей семьи уже в момент вступления в брак. Катастрофически растет число матерей-одиночек. А ведь именно отец призван быть первым авторитетом подростка, его другом и наставником. Он должен подсказать ему, посоветовать, где-то запретить, что-то объяснить. Святитель Феофан говорит: «Лучше всего иметь первым другом отца, или того, кто заменяет его…, а для положившего жить по-христиански — духовного отца». В противном случае подросток быстро научается своеволию. Сегодня даже в относительно благополучных семьях нарушено правильное взаимоотношение между родителями, в редкой семье существуют правильные взаимоотношения. И дети, живя в аномальных условиях, бессознательно копирует стереотипы поведения родителей

В современном мире отмечается тенденция к ограничению власти родителей над детьми. Нарушение установленного Богом закона послушания ведет к духовному уродству подростка. Христианство учит любви и послушанию и видит в этом путь ко спасению. Сам Спаситель Своим примером указал нам путь послушания, ибо всю Свою жизнь не имел Своей воли (Лк. 2, 51; Ин. 6, 38), и в этом оставил образец всем христианам. Весь строй Церкви Христовой зиждется на послушании. Семья – это малая Церковь, и по заповеди она также должна строится на послушании — жены мужу (Еф. 5, 22) и детей родителям. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф. 6, 1), — пишет апостол Павел и ставит эту заповедь как первую и важнейшую для детей. Послушание — это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств. Отсюда первой задачей родителей в их работе над детским характером есть насаждение в них полного послушания и искоренения самоволия.

В здоровой христианской семье существует полное духовное единение родителей, которые совместно представляют собой единый авторитет в семейной жизни. В этой естественной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, соединенная с любовью, является благостною силою, и что порядок в общественной жизни предполагает наличие такой власти. Он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но, наоборот, он призван воспитывать человека во внутренней свободе. Так «семья становится начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания», — говорит святитель Феофан.

В наше время идея авторитета отвергается, ломаются нравственные устои, которые скрепляли семейный союз, меняется сам взгляд на семью. Тем самым разрушается, а скорее, вовсе не создается семья как малая Церковь. Молодым людям со всех сторон навязывается безнравственный образ жизни. Это повсеместно пропагандируется телевидением, газетами и журналами. Многим юношам и девушкам представляются смешными, нелепыми и старомодными такие понятия, как честь семьи, репутация, доброе имя, помолвка. В понимании молодого человека грех становится нормой, а семья выступает как ненужный элемент в жизни. Для многих норма жизни — это то правило, по которому живет большинство, и безразлично, какие нравственные и духовные ценности они проповедуют.

 

Молодая семья формируется не в ЗАГСе, а с самого раннего детства, в семье, поскольку система ценностей ребенка начинает закладываться с первых лет на подсознательном уровне и во многом определяется тем образом жизни, который ведут родители. Маленький Пушкин, когда его родителей посещали гости – поэты и писатели, сидел под столом и слушал стихи, которые они читали вслух. Современные дети, во время застолий, которые устраивают родители, слышат только звон рюмок и слова «хорошо пошла». Детская ментальность крайне восприимчива, поэтому Пушкин всей душой воспринял любовь к поэзии, а наша молодежь на всю жизнь усваивают, что пить – это хорошо. Надо, чтобы с самого юного возраста дети видели в родителях пример для правильной (праведной) жизни. С детства в их сердцах надо развивать добрые качества, любовь и уважение друг к другу, терпение, сдержанность.

В советское время брак утратил свое высокое значение церковного таинства, богоустановленного союза, целью которого является духовное совершенствование заключивших его людей, воспитание в них жертвенности и послушания. Теперь все делается для того, чтобы он воспринимался только как средство удовлетворения своих потребностей каждым из супругов, а не как жертвенность одного для другого. Нередко современный брак строится по принципу взаимовыгодности. Это приводит к неспособности вступающих в брак ценить друг в друге личность, образ Божий, и жертвовать собой даже ради самых близких: воспитывать детей, заботиться о престарелых родителях.

За последнее время утратила свое воспитательное значение и школа. Если еще полтора десятилетия назад школьное воспитание носило нравственный характер, то сегодня мы видим обратное. В связи с этим можно говорить о двух типах современной молодежи. Первый тип – это люди, формирование мировоззрения которых происходило до конца 80-х годов. Второй тип – это молодежь, школьные годы которых пришлись на последнее десятилетие ХХ века, и мировоззрение их складывалось в период демократических преобразований, сопровождавшихся экспансией безнравственности и порока в обществе. Если при советском строе существовало понятие о морали, достоинстве, а границы нравственного и безнравственного поведения были четко видны, то подростки 90-х воспринимают разнузданный тип поведения как норму своей жизни.

Сегодня в школе царит дух вседозволенности, разрушительно сказывающийся на формировании личности подростка. Дети перестали воспринимать авторитет учителя, для них нет ничего невозможного. Недавно мне рассказали один случай, имевший место в одной из элитных школ в Москве. Приходит дочь домой и с восторгом сообщает родителям о героическом поступке своего одноклассника. А весь героизм заключался в следующем. Этот одноклассник, недовольный оценкой учителя, открыл окно в классе, сел на подоконник, свесив ноги на улицу, и стал требовать от учителя, если тот не исправит оценку, то он сбросится. Родителей поверг в шок этот поступок и тот восторг, с которым рассказывала всю эту историю их дочь. Они объяснили ей все те последствия, к которым мог бы привести весь этот «героизм», и только тогда она поняла несуразность и безумность действий своего одноклассника. Причиной всему этому является утрата еще в детском возрасте понимания авторитета старших. Воспитание послушания у школьников требует от педагога большого самоотвержения и любви к детям. На этом всегда основывалась наша отечественная педагогика. К сожалению, в последние годы школа все более перенимает западный стиль образования, когда ограничивается педагогическое значение воспитания и поощряется детское своеволие, несмотря на то, что пагубность этого всеми порицается.

Православная традиция раскрывает глубокое единство процессов образования и воспитания. «Образовать человека — существо самое непостоянное и самое сложное из всех, — есть искусство из искусств». Говоря так, святитель Григорий Богослов под образованием подразумевал его изначальное значение – раскрытие в личности человека образа Божия путем борьбы с грехом, живущим внутри самого человека. Воспитание подрастающего поколения должно создавать для этого все условия через обучение человека приемам борьбы с греховными привычками и наклонностями внутри себя, развивая в нем религиозное сознание и религиозные чувства.

Здесь уместно отметить значение православных гимназий, где в отличие от общеобразовательных школ ребенок имеет возможность развивать не только умственные и физические способности, но и получить и духовно-нравственное формирование. В результате личность ребенка получает наиболее целостное развитие, поскольку в него включается и духовный компонент. Проведенные в этом году в Калуге психологические тесты показали, что по сравнению с учащимися общеобразовательных школ воспитанники православной гимназии менее эгоистичны, им свойственно больше думать о будущем и о судьбе всего человечества в целом. Также они более заинтересованы в своем развитии. Это наглядно показывает позитивное влияние православного воспитания на формирование здоровой личности. К сожалению, у нас очень мало православных гимназий. Необходимо, чтобы их в стране было больше, чтобы они были в каждом городе. Однако, Церковь не в состоянии сама их содержать, здесь должна быть и государственная поддержка. У нас в стране часто, принимая законы, организовывая бизнес, составляя школьные программы, ссылаются на практику западных стран. Но практика в Германии финансировать социальные программы Церкви на 70-80 %, церковные детские заведения и школы там финансируются из бюджета на 90 %. Государство должно понять, что в церковных детских садах, в православных гимназиях проходит обучение и воспитания наши же граждане, и чем больше будет таких школ, тем это лучше для страны.

В последние годы в школах страны вводится предмет «Основы православной культуры». Это предоставляет школе возможность восполнить недостаток духовно-нравственного компонента в воспитании подрастающего поколения. Однако успех дела здесь во многом зависит от того, как поставлено преподавание и каким является сам преподаватель. Сухая передача одних только сведений, книжных знаний не способна удовлетворить духовные запросы ребенка, оказать действенное влияние на формирование его личности. Преподавать Основы православной культуры должен человек, который может служить живым примером для детей, который сам живет во Христе. Хорошо, если это священнослужитель, способный вести преподавание в школе. При этом ему не следует ограничивать свою, по сути, миссионерскую деятельность в школе только учениками, но он должен привести в храм и учителей, и школьную администрацию. Есть много случаев, когда в процессе преподавания Основ православной культуры свое отношение к религии изменили сами педагоги.

Задача школы – не только сообщить определенную сумму знаний, но и воспитать в молодых людях патриотизм, раскрыть им высокое предназначение человека, дать понятия о долге, чести, достоинстве. Реформы современной системы образования направлены как раз на обратное. Идет сокращение часов тех предметов, которые прививают любовь к Отечеству, изучают традиции и культуру русского народа. Вместе с тем вводятся безнравственные предметы, растлевающие душу подростка. Многие учебные пособия, даже утвержденные Министерством образования, содержат пропаганду порочного образа жизни. В результате уже со школьной скамьи в подростке начинает развиваться страстность, которая отвлекает его от получения образования, и в дальнейшем он не сможет быть хорошим гражданином и создать здоровую семью.

Известно, что в Америке проводится противоположная молодежная политика. Еще в 1981 году там был принят закон о применении нравственно-ценностного подхода к половому воспитанию. По мнению американских педагогов и психологов, только объединение усилий средств массовой информации, школы и Церкви способно обеспечить эффективность учебных программ и упрочить институт семьи.

Юности свойственно стремиться к идеалу, искать смысл жизни. И если подростку ни в семье, ни в школе не раскрыли смысл человеческой жизни, ее назначения, не дали никаких духовных ориентиров, то период юности будет для него мучительным и может кончиться трагически. В настоящее время резко возросло количество самоубийств детей и подростков. Причем статистика отмечает рост числа самоубийств даже в социально благополучных семьях. Одной из причин нежелания жить является отсутствие смысла жизни у части современной молодежи.

Естественное стремление души к осмыслению жизни целенаправленно разрушается многими средствами массовой информации путем психологического террора и пропаганды безумия, абсурда, насилия, смерти и патологического индивидуализма. В современном мире СМИ, особенно телевидение, являются мощнейшим фактором формирования общественного сознания. Телевидение определяет поведение человека, особенно ребенка — заставляет его жить по законам экранного мира. В советский период детям напрямую не говорилось о Боге, но они могли смотреть мультипликационные и художественные фильмы по мотивам русских сказок, в которых выявлялась красота и неодолимость добра, т.е. подразумевалось существование Бога. Такие фильмы благотворно влияли на духовно-нравственное воспитание молодежи. Современная сказка очень часто вместо добра наполнена демонизмом. Ее главными и даже положительными героями стали те, кто прежде презирался и всегда терпел поражение – маги, колдуны, злые волшебники, людоеды, оборотни, чудовища и прочие существа, кто раньше именовался нечистой силой. Так современные мультипликационные и детские фильмы приучают к безнаказанному злу, насилию, оккультизму. Это приводит к тому, что уже в детстве у человека расстраивается психика.

Через СМИ подрастающему поколению навязывается образ жизни, формирующий неправославное мировоззрение. Создается чуждая культура, вырабатывается определенный тип поведения, где доминирующую роль играют инстинкты и где не требуется от человека борьбы со своими греховными желаниями, а только потакание им. Особую роль в этом играет реклама, которая насаждает в людях различные пожелания, способствует развитию потребительского сознания, обращенного лишь на материальную сферу существования. Ее цель откровенно противоположна христианскому настрою жизни, поскольку она попечения о плоти превращает в похоти (ср. Рим.13.14), т.е. страстные стремления. В первую очередь ей подвержены дети. Детский тип мышления связывает предметы и события не с помощью логики, а ассоциативно; именно такой тип связи преобладает в рекламе. «Язык рекламы — это язык подсознания… Умело созданная реклама обращена к подсознанию и говорит с ним на особом языке», — открыто заявляют сами производители рекламной продукции. Именно таким образом идет насаждение разнузданного образа жизни, вседозволенности, безнравственности.

Особая проблема современной молодежи — это проведение досуга. Игры на воздухе заменяются времяпровождением у телевизора, вместо кружков подростки предпочитают компьютерные клубы и дискотеки. Просиживая часами у экрана, подросток не имеет возможности укреплять тело, а вместе с тем и волю. Игры на компьютере не требует того напряжения, которого требуют, скажем, ручная работа или школьные занятия, поэтому такие добродетели как трудолюбие, усердие, выдержанность, терпение вряд ли будут сопутствовать подростку в будущей жизни. Даже игры на улице со сверстниками невольно научат подростка уступать, терпеть обиды, преодолевать свои собственные интересы, умению общаться и т. д.

Многие популярные компьютерные игры прививают положительное отношение к миру демонов — миру, населенному монстрами, вампирами, роботами-убийцами и собственно злыми духами. Большинство этих игр учат жить по законам демонического мира, где побеждает хитрейший, безжалостнейший, ненасытный. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как «условный противник» или «строительный материал». Неудивительно, что самые, казалось бы, безобидные из этих игр разрушают психику, приводят к нервным заболеваниям, к бесноватости. Вот почему современные психологические тесты свидетельствуют о наличии в молодых людях большой агрессивности. Одним из результатов увлечения компьютерными играми является то, что современная молодежь утрачивает чувство сострадания.

Каждое поколение молодежи находит самовыражение в своей субкультуре. Молодежная субкультура XXI века по сути своей направлена на разложение личности. В ней нет места целомудрию и стыдливости, а целомудрие – это и есть сохранение целостности человеческой личности. Стыд рассматривается как некая аномалия, которую надо искоренить из своей души. Молодым людям предлагаются даже психологические тренинги, освобождающие от этого Богом данного чувства. Навязывая молодому человеку грех, молодежная культура насаждает в нем уверенность в своей непогрешимости, отнимает тем самым покаянное чувство, без которого невозможна жизнь человеческого духа.

Современная молодежная субкультура ориентирована на западную массовую культуру, которая имеет в своей основе антихристианские ценности и несет в себе откровенную пропаганду греха и разнузданного образа жизни. В ней добродетель подменяется пороком. Через современную молодежные музыку, моду и стиль жизни, через определенные для нее системы смыслов и средств выражения наша молодежь духовно растлевается, и по этой причине многие молодые люди становятся невосприимчивыми к евангельской проповеди.

 

Молодость — это период поисков своего места в жизни и активного формирования своего внутреннего мира. Святитель Феофан Затворник юный возраст сравнивает с водопадом, прерывающим спокойное течение реки. Он говорит: «Что же будет с юношей, если он не приучен влагать в некоторый строй свои движения и не наложил на себя обязательства хранить их в строгом подчинении некоторым высшим требованиям. Каким мы выходим из лет юношеских, очень много зависит от того, какими вступаем в них. Вода, падающая с утеса, кипит внизу и клубится, а потом идет уже тихо разными протоками. Это образ юности, в которую каждый ввергается, как вода в водопад. Из нее выходят два порядка людей: одни сияют добротой и благородством; другие омрачены нечестием и развратом; а третий класс – средний, смесь добра со злом».

Юность — это самый благоприятный период для начала церковной жизни, т.к. человек в этот период жаждет совершенства во всем и одновременно остро ощущает свою личную ограниченность. Трагична судьба подростка, не встретившего Бога. Он теряется в жизни, не может определить жизненные ценности, смысл своего существования и нередко встает на гибельный путь преступления, насилия, наркомании, пьянства или оканчивает жизнь самоубийством. В этом возрасте человеку очень важно обрести веру, придти к Богу, познать на личном опыте, что все жизненные трудности, скорби, неприятности невозвратно растворяются в неизреченной любви Божией.

По самому своему происхождению человек одновременно индивидуален и космичен. Молодой человек остро осознает и свою неповторимость, и, вместе с тем, тесную связь с окружающим миром. Задача Церкви — раскрыть перед ним объективную сферу, те ценности, которые возвышаются над личностью и придают ей значимость. В Православии назначение человека очень высоко. Человеческая личность не замкнута в себе — она входит в систему мира, подчинена его законам, сопряжена с высшими началами, стоящими над миром. Еще в IV веке святой Максим Исповедник писал о том, что «человек создан из двух стихий: духовной, которая его сродняет с Богом, и физической, которая его сродняет со всем сотворенным миром; и роль человека — весь сотворенный мир одухотворить, весь сотворенный мир привести к Богу так, чтобы, по слову апостола Павла, Бог стал все во всем (1 Кор. 15,28)».

В противоположность новому мировоззрению учит, что человеческая личность не может быть абсолютизирована, она не развивается сама из себя, но она приобретает свое содержание в живой связи с Богом и в действиях, продиктованных этой связью. Человек становится самим собой, находит себя лишь в реальном взаимном общении с Богом и в жертвенном служении другим людям. Церковь — это проявление благодатного чуда единения людей во Святом Духе через подвиг веры, явленный в делах любви и воплощении аскетических начал в своей жизни. В Церкви молодые люди должны приобщиться к этой благодатной жизни духа и к созидательной деятельности, позволяющей получить аскетический опыт преодоления собственного индивидуализма.

Для этого недостаточно только рассказать молодым людям о Православии, необходимо воцерковить их, привести их в храм. Пастырь должен уметь вовремя дать нужный совет, который требует понимания молодежного мышления и искреннего участия в судьбе каждого юноши или девушки.

Статистика говорит, что хотя к православным себя относят почти половина опрошенной молодежи, только незначительная часть из них посещают храм. Причина в том, что подавляющее большинство молодых людей не имеют представления о Православии, не воспринимают его как реальную жизнь человека, как животворящую благодатную силу, выявляющую в верующем человеке образ Божий. Понятие о Православии в сознании большинства людей крайне узкое, они воспринимают его как нашу культурную традицию, как национальное самосознание. Это приводит к тому, что православными себя считают не только колеблющиеся в вере молодые люди, но даже атеисты и верующие в сверхъестественные силы. Из-за узкого понимания Православия часто люди, ведущие откровенно безнравственный образ жизни, заявляют о себе, что они православные.

Молодое поколение должно воспринять Православие не как отвлеченную систему культурных ценностей, не как высокое учение о нравственности, но как реальную жизнь. И не только воспринять, но и вступить в эту жизнь. Важно, чтобы молодой человек на личном опыте познал, что в Боге христианин ощущает именно живую, любящую Личность; что поведение, слова, весь образ жизни христианина продиктованы ничем иным, как стремлением ответить на божественную любовь, на ту жертву, которой Бог дал человеку свободу жить без греха.

Православие для наших предков было не религией, а сознанием, образом восприятия мира, как творения Божия, в котором все совершается по воле Божией. Православие было нормой жизни человека и общества и явилось стержнем становления государственности. Сейчас Православие вытесняется из жизни общества, ему отводится роль одного из религиозных культов, которое должно быть замкнуто в себе. Это порочная точка зрения. Православие должно стать осью жизни общества и каждого человека. Никто нам не решит проблемы нищеты и пьянства, разрухи и беспризорности, если мы сами не вернем в нашу жизнь честность и трудолюбие, трезвенность и воздержание. Россия возродится, если возродятся в ее народе вера и жизнь по вере, нормы христианской нравственности и православного образа жизни.

Точкой опоры каждого государства должно быть воспитание. Государство обречено на гибель, если не будет заботиться о воспитании своих будущих граждан. Еще Платон говорил, что нет ничего выше дела воспитания, ибо если юношество правильно и хорошо воспитано, то будет счастлив и весь жизненный путь всех и каждого. И в наши дни его слова остаются справедливыми. Но не только государство, но и мы все в ответе за будущее поколение. Сегодня перед государством, перед обществом, перед школой и Церковью стоит задача воспитания духовно и нравственно здоровой молодежи.

Церковная традиция утверждает, что такое воспитание возможно только на основе православного мировоззрения. Ибо только оно создает глубокую, здоровую и непоколебимую основу жизни как отдельного верующего человека, так и целого народа. Когда же в людях, в том или ином народе начинает колебаться или затмеваться религиозное сознание, тогда неизбежно начинается в них общее разложение культуры, за которым следует развал и разрушение самой их государственности. От народа отходит скреплявший его дух единой веры, начинается духовная, а затем гражданская дряблость, разобщенность, внутренняя борьба и разрушение единого целого. Об этом свидетельствуют судьбы некогда великих государств, которые, не сохранив веру в Истинного Бога, утеряли свое могущество, сошли с арены истории и пребывают в забвении.

Церковь ведет человека к духовному совершенству, к победе над своими страстями, к восстановлению в нем образа Божия. Вместе с тем Бог дает человеку свободу нравственного выбора — возможность самостоятельно избрать путь угождения Богу или путь противления Ему, путь жизни или путь смерти — жизнь по нравственным и духовным законам Евангелия или жизнь по законам современного мира. Главная задача государства, общества, Церкви и их институтов на сегодня – направить и укрепить молодое поколение на пути жизни.

 


[1] Выступление архиепископа Калужского и Боровского КЛИМЕНТА при открытии VI Богородечно-Рождественских образовательных чтений. г. Обнинск 22 сентября 2003 года.