Домой / Ректор / Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), проповедь в Вербное Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), проповедь в Вербное Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), проповедь в Вербное Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим

Подходит к завершению Великий пост. За прошедшие шесть недель мы неоднократно слышали призывы Церкви разбить скорлупу нечувствия в своем сердце и подобно блудному сыну обратиться к Богу со словами: «Согрешил, Господи, пред Тобою». Но не всякое сердце прониклось этим духом раскаяния. Порой приходится слышать: «Я соблюдал пост, но не получил облегчения и не почувствовал Бога – значит, не всем это дано». Однако все мы сотелесники по плоти, и Господь сотворил нас, чтобы мы искали Его: «Он… недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 27–28).

Иерусалимляне ждали великого вождя – освободителя и триумфатора. Однако Господь совершает свой вход в Святой град, исполняя пророческие писания: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице» (Мф. 21, 5). Так и мы ожидаем какого-то волшебного явления Христа в своей жизни, забывая Его слова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3, 20).

Беда в том, что мы не прислушиваемся к себе, к внутреннему голосу своей души и всю жизнь «плаваем по поверхности», как любил говорить преподобный Нектарий Оптинский. Глубину реке нашей жизни может дать только молитва. «Молитва – дыхание Духа Святого», – утверждает святой праведный Иоанн Кронштадтский и продолжает: «Ощутили в сердце своем во время молитвы, или при чтении слова Божия и других книг священного содержания, или в благочестивых разговорах глас хлада тонка, так что по телу вашему как будто пробежало электричество – это Господь посещает вас». Не в буре и огненном вихре ощутил пророк Илия Бога, а как сказано в Писании, «глас хлада тонка – и тамо Господь» (3 Цар. 19, 12).

Иерусалим жаждет скорейших политических и социальных преобразований, видя в них конечный смысл жизни, а Христос проливает слезы о его жителях, предвидя грядущие распри и войны – итог обращения человечества только к земному. Христос, «когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за т?, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19, 41–44).

В Евангелии не так много мест, где мы видим, как Христос дает волю чувствам. Господь плачет, плачет о нашем окамененном нечувствии, о нежелании принять Его слово. Страшно прожить жизнь и так и не «узнать времени посещения» Богом своего сердца.

К каждому из нас обращен зов Христов. Если посмотреть на свою жизнь, мы отыщем множество моментов, когда Господь был очень близок к нам, когда наше сердце радостно откликалось на правду Божию. Однако потом это забывалось, и свет Христов заглушался нашими страстями, несущими в душу темноту уныния, треволнения и гнетущее чувство безнадежности.

Если мы «не чувствуем Бога», надо разбудить душу покаянием, очистить ее частой исповедью. Надо быть чуткими к своей совести, преодолевать свою леность, прилагая все старания, чтобы жить по заповедям Христовым.

Сегодня начинается путь голгофского восхождения Христа. Помоги всем нам Господи хоть на толику приблизиться к подвигу Его Крестоношения, чтобы стать причастниками славного Воскресения Господа и Спасителя нашего. Аминь.