«Мученичество, как один из видов свидетельства о Христе»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Господь (Откр. 2, 10).

Для каждого истинного христианина мир имеет всего лишь относительную ценность, несопоставимую ни с чем, к чему он должен стремиться. А стремление для всех христиан выражено в словах апостола Павла: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение… Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филип. 1, 21–23). Смысл жизни – это наследовать Небесное Царство. И наступает момент, когда человек должен сделать выбор, жить или своей смертью засвидетельствовать об Истине. Это большая Божия милость, принять мученический венец. Христиане первых веков мечтали пострадать за Христа, шли на позорную казнь, с превеликой радостью, без всякого сопротивления отдавали себя на сжигание, растерзание львам, различным видам надругательств, с верой во Христа провозглашали себя христианами и достойно со смирением все претерпевали, полагаясь полностью на Бога. Подобным примером служит нам мученик Вонифатий, который видя мучения христиан, был исполнен сострадания и жалости по отношению к ним, провозгласил себя христианином и пострадал за Христа.

Мученичество – это проверка насколько ты верен Христу. Ведь не каждый ревностный христианин, “бьющий себя в грудь кулаками”, способен перенести мучения. Тут важна не сама смерть или ее тяжесть, а верность, преданность, любовь ко Господу. «Кто исповедует Меня пред людьми того исповедаю и Я пред Отцем  Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10; 32-33). От чего язычников поражало не телесное страдание, так как в нем не было чего-то необычного. Римские законы подвергали мучениям всех преступников, они привыкли к подобным зрелищам, посещая гладиаторские бои, амфитеатры. Римляне были поражены героизмом и стойкостью христиан в вере. Ведь религия римлян выражалась не в убеждении, а в выражении этого убеждения, т.е. в культе, который можно было совершать и без веры, чисто механически. Для христиан смерть не была связана с ощущением безвозвратной потери, палачи наоборот открывали им вход в Царство Небесное.

Страданием человек очищает свою душу, по примеру благоразумного разбойника, всю жизнь прожившего в нечестии, но искренне покаявшегося, и первым унаследовавшего небесного чертога.

Если посмотреть в православный календарь, то увидим огромное количество святых угодников Божиих, память которых празднуется в тот или иной день. Это и блаженные, праведные и юродивые, затворники и пустынножители. Но превосходящее число преимущественно мучеников, в особенности впервые века христианства. Таким образом, Церковь зиждется на крови и твердой вере мучеников. И нельзя считать, что мученичество относится только в период раннего христианства, оно актуально и по сегодняшний день, пусть и не в таких количествах.

   С греческого мученик означает свидетель. Свидетель не только жизнью, но и самой смертью, прямое исполнение слов Спасителя: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Тем самым, мученик решает кто ему дороже, Христос или он сам. Иначе он в решающий момент, отпадает от веры, и станет предателем: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12, 30).

Мученик свидетельствует о словах Спасителя: «….Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15; 20). «…Он теряет душу свою за Христа, чтобы обрести ее» (Мф. 16; 25). Он теряет временное, чтобы обрести вечное. Он своей смертью свидетельствует о Спасителе, Который так же пострадал за него. Мученичество — наиболее короткий путь ко спасению. Всё остальное крики, боль, кровопотери, волнение толпы – не столь важно. Как в евклидовой геометрии: «самым коротким расстоянием между двумя точками является прямая».

Еще апостолы призывали своих учеников радоваться страданиям говоря: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4, 13). Вот как объясняет радость мучеников старец Паисий Святогорец. «Любовь мученика ко Христу нейтрализует всю боль. Нож палача для мученика нежнее скрипичного смычка». Таких людей ни сколько не смущают материальное благорасположение, достаток, успешность, хорошее положение в социуме. Он тверд вере, смерть есть встреча со Христом, новая жизнь, гораздо более полная и радостная, чем земное существование. Поистине велика награда и радость для каждого христианина стать мучеником, пройти этот тернистый путь и не отречься, «…Претевпевший же до конца спасется» (Мф. 10; 22). Но не каждому такой крест по силам, и какая скорбь не вынести мучения, не дойти до конца. Ведь отречение это значит предать веру, в которую верили и верят твои соотечественники, это предать свою Отчизну всех тех, кто за нее сражался и пролил кровь на поле брани.

На Божественной Литургии мы просим о мирной Христианской кончине, дабы в покаянии предстать пред Всемилостивым Владыкой. Не должно нам выбирать произвольно страдания, когда мы не в силах потерпеть элементарного. Есть очень подходящий пример из патерика, который помогает встать на свое место. «Один монах, подвизавшийся в пустыне достаточно длительное время, услышал, что где-то настали гонения на христиан. Он собрался и решил пойти пострадать с ними. Но сначала отправился за благословением к старцу. Тот заметил его издали, и когда монах подошел, старец со всей силы дал ему посохом по лбу! Монах упал, и в недоумении стал кричать: «Ты что, дед, совсем?! И готов уже был кинуться на него. «Тише, — говорит ему старец. — Ты меня хорошо знаешь, любишь, столько раз с тобой беседовали. Но стоило мне стукнуть тебя в лоб, как ты так окрысился. Вот интересно, что ты им там наговоришь, когда пойдешь страдать? Ведь без смирения смерть твоя будет глупой и позорной. Поэтому возвращайся в пустыню плести корзинки и молиться. А нужно будет мучители сами за тобой придут».

В нынешнее время у людей свои искушения. Не обязательно, чтобы за тобой гнались с топором. Не нужно искать или провоцировать мученичество. Нынешнее время, это эпоха, когда мучения или единичные, или их нет. Пока есть возможность жить, молиться, служить Богу, быть искренним, честным с самим собой и с ближними, тогда не постыдимся, если вдруг выведут нас “на арену Колизея”. Потому что это будет внутри нас. А если будем лицемерить, то с хитростью будем рассуждать, что можно отречься понарошку, что много нужно еще сделать полезного. Многие очень хотят казаться святыми, не научившись быть людьми. Поэтому будем же верны Богу в малом, дабы над большим быть поставленными. Да поможет нам всем в этом Господь наш Иисус Христос, с Пречистой Владычицей нашей Богородицей, и молитвами всех от века пострадавших за веру Христову.

Аминь!

 

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Сергей Медведев