«Мученичество. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский»

Проповедь воспитанника II курса бакалавриата КДС Вячеслава Бахаева, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 11 октября 2018 года, на тему: «Мученичество. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

От самого своего зарождения, христианская вера проливает свою невинную кровь, как факт своей истинности и непреложности. Люди, страдая за Христа, радовались этому, и Бог помогал им переносить муки. Таков был дух первых последователей веры Христовой. Христианство было терзаемо во все времена своего существования, иными словами – нет мученичества – нет христианства. Господь сказал своим ученикам: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».[1] Сам глава Церкви – Иисус Христос страдал на кресте как человек и воскрес как Бог, чтобы спасти нас. Мученики – это «фундамент» нашей веры, заложенный Спасителем. В первые века христианства наша Церковь прошла через закалку огнем и мечом.

  Мученики первого тысячелетия могли столько претерпеть при условии смирения. Мы же в свою очередь и веры то своей иногда стесняемся, нам стыдно перекреститься в общественном месте, а потерпеть от кого бы ни было унижения или поношения тоже не можем. Это говорит о том, что у нас нет смирения. В Евангелии от Луки сказано: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом»[2]. Без кротости мы не сможем пострадать за Христа и взять на себя мученический венец, не имея смирения. Если не можем терпеть за свои грехи, то не сможем терпеть и ради Бога, это особая сила духа. Когда мы празднуем память святых необходимо молиться им, чтоб они помогали нам нести кресты наши и укрепляли нас в вере – вели к Богу. Наша жизнь складывается из вектора, который направлен из нашего сердца. В Псалтири сказано: «Даст ти Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит».[3] Вот и даёт Господь по сердцам нашим, и мы думаем, что это всё не заслуженно. Да, мы этого не заслужили – мы заслужили большего воздаяния за наши прегрешения. Мы грешим и не хотим пострадать за наши грехи, искупить их. Вот какой же пример явила нам преподобная Мария Египетская. Она вела распутную жизнь, была блудницей, когда она начала каяться в грехах, то ушла в пустыню. После нескольких десятков лет подвигов превыше человеческого естества, то есть мучений, она сказала: «Я грешная женщина, блудница убогая…»

 Му́ченик (др.-греч. μάρτυς, μάρτῠρος  — свидетель, лат. martyr — свидетель) — человек, подвергающийся преследованиям и/или принявший смерть за отрицание, проповедование, или отказ отречься от своих религиозных или светских взглядов. Большинство мучеников почитаются последователями или даже считаются святыми, становясь символом героизма и мужества. Мученики играют значительную роль в истории религий.[4] Мученики – это свидетели Христовы, которые возвестили победу над смертью. Одним из таких свидетелей является святой благоверный князь Вячеслав Чешский, память которого совершалась накануне 11 октября по новому стилю. Бла­го­вер­ный Вя­че­слав (он же Вин­че­слав или Вац­лав), князь Чеш­ский, был вну­ком свя­той кня­ги­ни Люд­ми­лы, ко­то­рая вос­пи­та­ла его в хри­сти­ан­ской ве­ре. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние от пре­сви­те­ра Пав­ла, уче­ни­ка свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, свя­той Вя­че­слав вла­дел сла­вян­ским, ла­тин­ским и гре­че­ским язы­ка­ми и был все­сто­ронне об­ра­зо­ван. Отец его, князь Ро­сти­слав (Вра­ти­слав) по­гиб в 920 го­ду в бою с угра­ми (вен­гра­ми), и 18-лет­ний Вя­че­слав всту­пил на кня­же­ский пре­стол.

Он управ­лял муд­ро и спра­вед­ли­во, за­бо­тясь о хри­сти­ан­ском про­све­ще­нии сво­е­го на­ро­да. Вы­ку­пая де­тей языч­ни­ков, про­дан­ных в раб­ство, он от­да­вал их на вос­пи­та­ние в хри­сти­ан­ском ду­хе. Князь Вя­че­слав был ми­ро­лю­бив, по­чи­тал ду­хо­вен­ство, укра­шал хра­мы. Он мно­го по­тру­дил­ся для укреп­ле­ния хри­сти­ан­ства в Че­хии. Он пе­ре­нес мо­щи му­че­ни­ка Ви­та в сто­ли­цу Че­хии, Пра­гу, по­стро­ил для них ве­ли­ко­леп­ный храм во имя свя­то­го Ви­та.

Немец­кое ду­хо­вен­ство, пре­сле­до­вав­шее рань­ше свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, про­ти­во­дей­ство­ва­ло и свя­то­му Вя­че­сла­ву и вос­ста­нав­ли­ва­ло про­тив него за­вист­ли­вых вель­мож. Эти вель­мо­жи ста­ли ин­три­го­вать про­тив Вя­че­сла­ва и уго­во­ри­ли его млад­ше­го бра­та Бо­ле­сла­ва за­нять пре­стол. Чтобы из­ба­вить­ся от Вя­че­сла­ва, Бо­ле­слав при­гла­сил его на освя­ще­ние хра­ма. Вя­че­слав от­ка­зал­ся ве­рить слу­гам, ко­то­рые пре­ду­пре­жда­ли его о за­го­во­ре. Он по­шел в храм к утрене, и на по­ро­ге хра­ма был убит сво­им бра­том и его дру­зья­ми. Это про­изо­шло в 935 го­ду. Из­руб­лен­ное те­ло свя­то­го Вя­че­сла­ва несколь­ко дней ле­жа­ло без по­гре­бе­ния, от­че­го на­род него­до­вал и вол­но­вал­ся. Мать, узнав об уби­е­нии Вя­че­сла­ва, по­хо­ро­ни­ла его те­ло в церк­ви при кня­же­ском дво­ре. Кровь, про­ли­тую в цер­ков­ных две­рях, дол­го не мог­ли от­мыть. Бо­ле­слав, став пра­ви­те­лем, за­нял­ся ис­ко­ре­не­ни­ем пра­во­сла­вия в Че­хии и на­саж­де­ни­ем ка­то­ли­че­ства. Он на­ста­и­вал на слу­же­нии ли­тур­гии толь­ко на ла­тин­ском язы­ке. Под дав­ле­ни­ем на­ро­да, по­чи­тав­ше­го Вя­че­сла­ва как му­че­ни­ка, бра­то­убий­ца, по-ви­ди­мо­му, рас­ка­ял­ся и пе­ре­нес его мо­щи в Пра­гу, по­хо­ро­нил их в церк­ви свя­то­го Ви­та. Стра­сто­тер­пец Вя­че­слав вме­сте с кня­ги­ней Люд­ми­лой по­чи­та­ются покровителями Чехии.

  Пример каждого мученика – это живое доказательство Христа. Безусловно, не от каждого из нас требуется такой подвиг веры как мученичество, но это не означает, что мы должны расслабляться и вести беспечную жизнь и отстраняться от этого свидетельства. И мы с Вами свидетели, потому что наша жизнь и наши добрые дела, и сострадательное отношение к ближним, должны быть самой настоящей проповедью христианства. Если мученики – это фундамент, то все остальные, мы с Вами – это дом с крышей и жителями. Давайте начнем «страдать» друг за друга для начала. По слову апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов».[5] Необходимо выстроить культуру отношения с людьми и проявлять смирение и кротость. Быть верными в малом, тогда и в большем преуспеем. Аминь.

[1] Евангелие от Иоанна 15:20

[2] Евангелие от Луки 16:10

[3] Псалтирь 19:5

[4] https://ru.wikipedia.org

[5] Гал.6:2