Мы соединяемся со Христом для вечности

Когда Христос входил в Иерусалим, то «множество народа… взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 12–13). В этот день народ в Иерусалиме ликовал, услышав, что Христос сотворил чудо – воскресил четверодневного Лазаря. Но прошло несколько дней, и этот же народ, наученный первосвященниками и старейшинами иудейскими, стоя перед Пилатом, уже кричал: «смерть Ему!» (Лк. 23, 18), «да будет распят» (Мф. 27, 23).

Христа распяли, но Он воскрес! Он пошел на крестную смерть, чтобы никто из нас не оставался во грехе и власти смерти. Он открыл нам путь к Отцу Небесному, это путь покаяния и соединения с ним в Таинстве Евхаристии: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14,6).

По Евангелию покаяние, духовно-нравственное преображение человека, неразрывно связано с воскресением из мертвых Сына Божия Иисуса Христа. По Его любви совершается окончательное очищение человека от любого греха и достигается бесстрастие, нечувствие ко греху, раскрывающее в каждом верующем богоподобные качества. Такое преображение идет только от Бога и происходит в самых глубинах души.

Об этой сакральной связи смерти и воскресения напоминает изображение на плащанице лежащего во гробе Богочеловека Иисуса Христа, перед которой совершаются богослужения Великой Пятницы и которая в это короткое время доступна поклонению верующих. Глядя на плащаницу, ясно осознаёшь, что главная задача человека – уложить в гроб все свои страсти и греховные желания, свое гордое самосознание, самоволие и вообще всю самость – все, что отделяет нас от Бога. Только тогда мы воскреснем вместе с Ним. Этого ждет от нас Бог, ради этого Он вочеловечился, пошел на страдания, унижения и смерть. И каждый из нас должен искренне желать отречения от греха и стремиться к этому всю свою жизнь.

Нередко христианин достойно проходит подвиг поста: молится, исповедуется, причащается. Его внутренние силы возрастают в этот период, достигают своей вершины, и он ощущает, подобно апостолу, как «хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4) – быть со Христом. Но пост заканчивается, и многие снова скатываются в греховную тину, на уровень той самой толпы, которая жаждала Спасовой смерти. И в таком состоянии они живут до следующего времени покаяния, до очередного Великого поста. Такая духовная жизнь похожа на пересыхающий ручей: пришла благодать, и он переполняется водами, а в остальное время из него не напиться.

Преподобный старец Амвросий Оптинский писал, что человеку необходимо, чтобы его источник веры непрестанно тёк, хоть понемногу, и никогда не пересыхал. Надо особенно блюсти себя после причащения Святых Христовых Таин, чтобы наша духовная жизнь не иссыхала и не исчезала в повседневности, чтобы живая струя веры всегда устремлялась в полноводное русло благодатной жизни с Богом.

Преподобный авва Дорофей сказал, что покаяние – это зов человека к исправлению, а в Таинстве Причащения христианин, соединяясь с Господом, обретает благодатные силы для преодоления греха и приобретения добродетели. Полученные силы можно растратить впустую, но надо употребить их рачительно: на возрастание в добре, на исполнение закона Божия. В покаянии человек призван не только умереть для греховной жизни, но и воскреснуть для жизни с Богом.

Признавая на исповеди свою неправду и причастившись Святых Таин, надо не только в дальнейшем отказаться от греха, но и научиться жить по правде, ибо в причащении мы соединяемся с Истиной, а где Истина, там не может быть греха. Если мы не можем твердо стоять в добре, то по крайней мере должны не упускать из виду правильный ориентир – учение и пример земной жизни Христа Спасителя. И даже, когда нам кажется, что невозможно идти по указанному Им пути, надо хотя бы «ползти» по нему, любым способом продвигаясь вперед. Святитель Феофан Затворник, говоря о пути спасения человека и его участии в таинствах, призывает нас к постоянству и бесстрашию: «Претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния».

На этом пути нас укрепляют примеры множества святых, при жизни состоявших в различном звании, имевших самые разнообразные занятия, но выполнивших данный Богом закон. Главное для человека сохранять веру и верность Господу, иметь постоянную устремленность к Нему, чаще прибегать к Его благодатной помощи, подаваемой в Таинствах Исповеди и Евхаристии. Осознание своих грехов должно совершаться не только в дни Великого поста, но ежедневно. Каждый день перед сном мы должны вспоминать совершенные в этот день прегрешения и потом, придя в храм, каяться в них перед крестом и Евангелием в присутствии священника.

Скоро закончится Великий пост, но мы не должны забывать о своем христианском долге. Раз мы Христовы, то должны чаще приступать к Его Чаше, приобщаясь от которой Святых Тела и Крови Господа нашего, мы соединяемся с Ним для вечности.