Н.Н. Никитина: “Женское образование в России во второй половине XIX – нач. XX вв.”

В своей статье “Женское образование в России  во второй половине XIX – нач. XX вв.” Никитина Наталья Никитична, кандидат исторических наук, доцент ФБОУ «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», преподаватель Калужской духовной семинарии рассматривает основные типы средних учебных заведений в системе женского образования во второй половине XIX – нач. XX вв. – гимназии и епархиальные училища. Значительное внимание уделяется подготовке учительских кадров для женских учебных заведений и характеристике правительственной политики в области женского образования в рассматриваемый период.

Развитие капиталистических отношений, растущее товарное производство, оживление торговли, появление крупных городов с промышленными окраинами ставили новые задачи перед государственной политикой в области образования, в том числе и женского во второй половине XIX в.. Однако не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку. «Назначение жизни женщины – это семья, – говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I съезде по техническому и профессиональному образованию, – всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи». [6, с.83]

Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX в., когда вовлечение в производство большого количества женщин требовало некоторой предварительной их профессиональной подготовки, а жизнь все настойчивее требовала создания для этих целей женских профессиональных учебных заведений.

После утверждения «Положения о женских гимназиях и прогимназиях» Министерства народного просвещения (24 мая 1870 г.) в комиссиях, рассматривавших ежегодные отчёты Министерства народного просвещения, была высказана мысль, что число средних женских учебных заведений превышает имеющуюся в них потребность и что эти учебные заведения искусственно привлекают к себе лиц из тех сословий, для которых среднее образование является излишним. Для девиц этих сословий, отмечалось в комиссиях, нужны низшие училища, которые бы доставляли им «образование», вполне соответствующее их жизненным потребностям и не клонящееся к их отчуждению от их общественной среды». [3, с.59]

Эта мысль стала предметом обсуждения на особом совещании министров в июле 1879 г. Определяя перспективы дальнейшего развития женского образования, на совещании указывали: «Дальнейшее умножение женских гимназий не представляется желательным… напротив того… правительство могло бы благосклонно относиться к учреждению в городах элементарных женских училищ и при них, а иногда и отдельно от них профессиональных школ и курсов для приготовления лиц женского пола к тем профессиям, которые не требуют ни высшего, ни даже среднего образования». [6, с.83]

В декабре 1884 г. была учреждена особая «Комиссия об изыскании главнейших оснований для лучшей постановки женского образования» под председательством министра народного просвещения кн. М.С.Волконского. Основными целями этой комиссии были «изыскание оснований»: [4, с.81]

1) для создания низших женских училищ (отвлекающих на себя представителей «низших сословий»),

2) для сокращения числа женских средних школ и очищения их от «нежелательных» элементов и, наконец,

3) для «затруднения, сколь возможно», доступа женщин к высшему образованию.

Стремясь заложить фундамент стройной системы профессионального образования, И.А. Вышнеградский составил «Общий нормальный план промышленного образования в России», на базе которого были разработаны и утверждены в 1888 году «Основные положения о промышленных училищах». До издания этого закона во всей России насчитывалось немногим более ста разнотипных, возникших по общественной и частной инициативе, средних и низших профессиональных учебных заведений, находившихся в ведении различных Министерств (Министерства просвещения, Министерства финансов, Министерство путей сообщения и т.д.). «Основные положения о промышленных училищах» устанавливали в России три типа профессионально-технических училищ: средние и низшие технические, ремесленные училища, а также способствовали дальнейшему развитию женского профессионального образования.

В 1888 году специальная комиссия из представителей различных ведомств признала необходимым в ближайшее время открыть за счет государственного казначейства 7 среднетехнических и 18 ремесленных училищ. Эта комиссия разработала также положения о двух типах женских профессиональных школ. Предполагалось, что в школах первого типа будет установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны были изучаться общеобразовательные предметы, а в двух последних – специально ремесленные. В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание общеобразовательных и специальных предметов намечалось проводить на всех курсах. Однако организация женских школ осуществлялась крайне медленно. К началу XX в. (в 1901 г.) во всей России насчитывалось около 129 небольших женских профессиональных школ, в которых было 9920 учащихся. [5, с.87]

В области среднего образования девушки могли получить определенную профессиональную подготовку, обучаясь в дополнительных классах при гимназиях, в основном педагогических. В 1874 году Правительство приняло «Положение о педагогических классах». Окончив дополнительный педагогический класс, девушки получали звание «домашней учительницы» или «домашней наставницы», многие получили право преподавать в начальных народных школах.

В области высшего образования представители правительственных кругов, выступая против предоставления женщинам прав на высшее образование, пытались доказать, что оно подорвет семейные устои, отрицательно скажется на нравственности женщин.

В 1861 году в связи с пересмотром университетского Устава Министерство народного просвещения поставило на обсуждение вопрос об официальном «допущении» женщин к слушанию курса в университете и о предоставлении им права подвергаться испытанию на ученые степени. Большинство университетов поддержало эти предложения.

Дальнейшее обсуждение этого вопроса в университетских кругах не привело к положительным результатам: участие слушательниц высших учебных заведений в студенческих волнениях 1861 г. явилось поводом для окончательного отказа женщинам в праве поступать в университеты.

Лишенные на родине доступа к высшему образованию, русские женщины вынуждены были поступать в зарубежные университеты. Однако в 1872 г. правительство все-таки создало комиссию для изучения вопроса о высшем женском образовании, которая пришла к выводу, что в России необходимо учредить высшие женские учебные заведения со строго определенным и законченным курсом. В 1876 г. специальным Указом, Высочайшим повелением, разрешалось открывать в университетских городах частные высшие женские курсы.

Вынужденное под давлением общественного движения пойти на открытие высших женских курсов, царское правительство решительно отказало им в какой-либо финансовой поддержке, объявив эти курсы сугубо частным делом. Министерство народного просвещения рассчитывало, что отсутствие материальных средств приведет женские курсы к бесславному концу. Но благодаря поддержке сторонников женского образования их удалось сохранить.

Основным типом женского учебного заведения были средние женские государственные учебные заведения. Они в основном имели принадлежность или к Министерству народного просвещения (гимназии и прогимназии), или к Ведомству учреждений императрицы Марии (институты, гимназии и прогимназии – мариинские). К средним учебным заведениям относились также и епархиальные училища.

Уровень общеобразовательной подготовки министерских и мариинских гимназисток, «институток», «епархиалок» был примерно одинаков, хотя в Министерских гимназиях он считался повыше. По своим программам женские средние учебные заведения, даже именовавшиеся гимназиями, не были равны мужским. Они не являлись «классическими», поскольку в них не преподавались латинский и древнегреческий языки. И уже одно это обстоятельство снижало их статус в сравнении со статусом мужских гимназий. Без свидетельства о прохождении латинского языка ни гимназистка, ни институтка, ни тем более «епархиалка» не могли поступить в государственный Петербургский женский медицинский институт. [1, с.85] Не меняло кардинально положения министерских гимназий включение латинского и греческого языков в состав так называемых «необязательных предметов», которые изучали за особую плату «желающие из девиц по воле родителей». Точно так же гимназистка министерской гимназии не могла стать студенткой государственного Женского педагогического института в Петербурге без положительной оценки в аттестате по французскому или немецкому языкам, опять-таки входившим в категорию необязательных предметов учебной программы.

Более ограниченной, чем в мужских классических гимназиях, в женской средней школе в целом была и программа преподавания общеобразовательных предметов, особенно по математике и физике.

Полный курс в женских гимназиях и институтах был семилетним, т.е. на год короче, чем в мужских классических гимназиях, а в епархиальных училищах шестилетним. Общеобразовательная подготовка девиц к продолжению учебы в высших учебных заведениях не предусматривалась. Средняя женская школа как совокупность разнотипных учебных заведений сформировалась в 60-70-х г. XIX в. в условиях фактического отсутствия высшего женского образования, поэтому образование среднее для женщин было тупиковым, профессионально сориентированным на их деятельность в качестве «начальных учительниц» (школьных и домашних). Для желающих углубить свою педагогическую подготовку при министерских, мариинских гимназиях, епархиальных училищах действовали так называемые «дополнительные» педагогические классы, одногодичные и двухгодичные. В них принимали наиболее успевавших учениц.

С формированием в начале XX в. системы высших учебных заведений, в которых могли учиться женщины, сложилась шкала академической ценности тех свидетельств о среднем образовании, которые предъявлялись абитуриентками, окончившими различные типы средней школы. Выражаясь современным языком, это был сертификат качества знаний предъявительницы, на основании которого и принималось решение о её зачислении, т.к. в общественной и частной высшей школе приемные и конкурсные экзамены применялись немногими учебными заведениями.

Наиболее четко ценностная атрибутация свидетельств о среднем образовании осуществлялась на Петербургских Бестужевских высших женских курсах.

Средние учебные заведения явились важнейшим фактором развития начальной народной школы, подготовив для этой школы значительную часть учительских кадров.

Уже в 1880 г. среди учителей сельских начальных народных училищ Европейской России женщины составляли 20 % – 4878 человек. Из них выпускниц средних женских учебных заведений было 62,7% (3059 человек). Возраст трех четвертей всех учительниц не превышал 25 лет. К 1911 г. число учительниц начальных народных школ страны возросло почти в 20 раз, и они составляли 53,8% общего количества народных учителей. [2, с.67]

Разрешение девочкам учиться в начальных школах и некоторое расширение сети женских школ потребовало подготовки учителей-женщин, поэтому царское правительство вынуждено было пойти на разрешение женщинам вести педагогическую работу. В 1864г. организуются педагогические классы при столичных и провинциальных женских гимназиях ведомства учреждений императрицы Марии, а в 1870 г. создаются педагогические классы при женских гимназиях министерства народного просвещения. Эти гимназии состояли из подготовительного, семи основных и одного педагогического, класса. «Положение о женских гимназиях и прогимназиях народного просвещения» (1870) предусматривало выдачу девушкам, окончившим семь классов, аттестата на звание учительницы начальной школы, а окончившим восемь классов – на звание домашней учительницы; получившие медали имели право быть домашними наставницами. В 1874 г. издано специальное «Положение о педагогических классах».

Помимо гимназий, получить профессию учительницы девушки могли, обучаясь на специальных педагогических курсах и классах. Годичные (двухгодичные) педагогические курсы и классы создавались также при некоторых мариинских училищах (гимназиях) и женских институтах в губернских центрах России. Обучение на женских курсах было платным.

Педагогические классы при женских гимназиях и институтах представляли собой своего рода среднее специальное педагогическое образование. В основу подготовки учащихся здесь была положена разработанная в 1870 г. К.Д. Ушинским «Программа педагогики для специальных классов женских учебных заведений», что, несомненно, благотворно сказалось на качестве этой подготовки.

В 1868 г. в Петербурге были открыты Аларчинские и Владимирские курсы при Обществе воспитательниц и учительниц (позже они стали называться Тихомировскими), а в 1907 г. педагогические курсы при Санкт- Петербургском Фребелевском обществе. В 1911-1912 гг. при Тихомировских курсах работал институт детской психологии и неврологии, учрежденный под руководством и на личные средства Г.И. Россолимо.

Все эти женские курсы ставили перед собой на первых порах ограниченные цели – дать слушательницам знания в объеме мужских гимназий или подготовить их к преподаванию в начальных классах, прогимназиях и женских училищах.

В 1870 г. в Москве по личной инициативе П.И. Чепелевской были открыты женские педагогические курсы, материально поддержанные московским земством.

Женские педагогические курсы Чепелевской являлись открытым учебным заведением для бедных девушек, желающих стать учительницами начальных школ. Срок обучения на курсах длился два года. Учебная часть курсов, по оценке Н.А. Корфа, изучавшего их деятельность, была «организована вполне рационально». На них преподавались русская и славянская грамматика, краткий курс русской литературы, арифметика и элементарная геометрия, история России и частично всеобщая история, всеобщая и русская география, естественная история и физика, церковное пение и скорописание, школоведение и гигиена, методика.

В 1911 г. на педагогических курсах (классах) при женских гимназиях и училищах обучались 16 тысяч человек.

Двойственность структуры начального образования в России породила своеобразный дуализм в подготовке учителей. Ведомство Синода имело свою сеть учебных заведений, которые готовили учителей для церковноприходских школ и школ грамоты. Учительские кадры Русской Церкви служили распространению не только знаний, но прежде всего нравственности, а также миссионерской деятельности.

Во второй половине XIX в. растет число женских средних учебных заведений духовного ведомства – епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения Синода. Назначение этих училищ – воспитывать жен и матерей служителей церквей. Цель этих училищ состояла в том, «чтобы девицам духовного звания дать воспитание, вполне соответствующее их двоякому назначению: [3, с.115]

а)      быть достойными супругами служителей алтаря Господня, на коих лежит священная обязанность – назидание прихожан в вере и нравственности и кои посему должны отличаться примерно благочестивою жизнью;

б)      быть попечительными матерями, которые взращивали бы детей своих в правилах благочестия и в добронравии, умели бы развивать в них способности и сообщить им все нужные первоначальные знания и могли бы приготовить сыновей к вступлению в училища и наблюдать за употреблением ими вакантного времени».

Постепенно целью учебной деятельности становилось не только воспитание будущих жен для священников, но и школьных учительниц, для чего в 1860 г. вводился новый предмет – педагогика.

По данным переписи сельских училищ европейской части России, проведенной в марте 1880 г., среди учительниц народных школ выпускницы гимназий составляли свыше 34%, а епархиальных женских училищ – 28 %.

Они проделали большую работу по подготовке учительских кадров, по разработке методики начального обучения и распространению просвещения в России. Их вклад в это дело был использован органами народного образования в первые годы Советской власти. На базе учительских школ сначала возникли педагогические курсы, а затем педагогические техникумы и училища, сыгравшие огромную роль в формировании советского учительства.

В связи с тем, что церковно-учительские школы не удовлетворяли возрастающий спрос на учителей начальных школ, в 1895 году возникли второклассные женские учительские школы, которые в течение трехлетнего срока обучения готовили учительниц для школ грамоты. С 1902 г. они открывались с разрешения духовного училищного совета при Синоде и содержались на средства последнего. В школы принимались девушки, получившие образование в объеме церковноприходской школы. Часть второклассных учительских школ имела подготовительные классы. Преподавателями в них обычно работали выпускники церковно-учительских школ. В 1907 году существовало 426 второклассных учительских школ, в которых обучалась 21 тыс. человек, или примерно 50 учащихся на одну школу.

Литература:

  1. Андреева Е.А. Епархиальные женские училища в России.//Педагогика. – 1995. – №3. – С.85 -91.
  2. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-й пол. XIX в. – М.: Просвещение, 1954. – 278с.
  3. Змеев В. А. Эволюция высшей школы Российской империи / В. А. Змеев. – М.: МАТИ-Рос. гос. технол. ун-т им. К. Э. Циолковского,  – 241 с.
  4. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. – М.: Лики России, 2000. – 359 с.
  5. Лапчинская В.П. Возникновение женских гимназий в России (Петербург, 1858—. 1866 гг.): Дис.канд.пед.наук. – М., 1950. – 231с.
  6. Хетагуров К.Л. О женском образовании: Собр. соч. – М.: Просвещение, 1964. – Т.3. – 397с.

 

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии №9