На Небесах он звался Денница

По природе ангелам свойственна непрестанная устремленность к Богу, они сотворены для познания Творца, служения Ему.

В этом заключается их предназначение и блаженство – то состояние высшего счастья, которое не прерывается и развивается вечно, по мере постижения бесконечного Бога. Ангелы стремятся к Богу не по принуждению, а по свойству своей природы, и совершается это свободно.

Не все творения Божии имеют свободный выбор: ни животные, ни растения, ни звезды, ни другие объекты физического мира не могут выбирать, следовать им своей природе или нет. Только ангелы и люди наделены такой свободой. Они могут самостоятельно решать: быть с Богом, Который есть Добро, или воспротивиться своей природе, то есть отвергнуть Бога.

Необходимо подчеркнуть, что изначально свобода состоит в естественном стремлении разумного существа к тому, что свойственно его природе. Выбор возник в тот момент, когда одно из творений поступило против своего естества. Ангел Денница стал первым, кто отверг своего Создателя и вступил на путь отдаления от Бога и противления Ему.

Благой Бог творит мир, в котором всё было «хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Каждое Его создание красиво, счастливо и несет благо другим творениям. Сам Денница был сотворен добрым, «для благой цели и совершенно не получил в себя самого со стороны Творца и следа порочности», – пишет преподобный Иоанн Дамаскин. Имя Денница (по-латински – Люцифер) означает «Светоносец». Он возглавлял чин ангелов, и ему была вверена их охрана. Но вместо хранителя он стал их губителем.

Уклонение Денницы от Благого Творца было тем злом, которое изменило его сущность. Отметим, что зло лишено собственной природы, потому что его нет в замысле Божием. Господь зла не сотворил, иначе бы Он не был благим. Зло заключается в отклонении свободного существа от замысла о нем Творца. По учению святителя Кирилла Иерусалимского, Денница стал первопричиной греха «не потому, что от природы получил наклонность ко греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его); он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался диаволом, от действий получив это наименование».

Измена своему предназначению могла принести Деннице только несчастье, так как единство с Богом – основа жизни. Человек, совершая поступки, обычно выбирает, что ему сделать или как поступить, имея разные варианты своих действий. Альтернатива же подразумевает наличие только двух взаимоисключающих возможностей. Выбрать блюдо на обед или будущую профессию – это не альтернативный выбор. А вот сознательный выбор украсть или убить означает решиться на то одно из двух, где третьего не существует: украл или не украл, согрешил или не согрешил.

Выбирая альтернативный путь бытия – вместо пребывания с Богом отвержение Его, Денница отпадает от Любви, Блага, Красоты и впадает в прямо противоположное – ненависть, зло, безобразие. И поскольку Бог есть Сама Жизнь и Источник жизни всего сущего, то движение в противоположном от Него направлении ведет к смерти. Священномученик Ириней Лионский так и говорит: «Отделение от Бога есть смерть».

Мотивом, побудившим Денницу встать на противоестественный путь, ветхозаветные пророки называли гордость, желание быть равным Богу (Ис. 14, 12–14; Иез. 28, 16–17). По учению святых отцов, Денница возгордился своими способностями и восхотел самодостаточного бытия без Создателя. «Он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец», – пишет о Люцифере преподобный Иоанн Дамаскин.

Осознавая свой ум и светоносность, Денница устремился к еще большей силе и власти, чем он получил от Бога. Он пожелал стать во главе не только части ангелов, но всего ангельского мира. Это породило в нем зависть к Тому, Кто дал ему жизнь, и он порвал отношения с Творцом. Но после того как он лишился связи с источником Любви, в нем зародилась ненависть к Нему. И Денница восстал против Творца. Он был Светоносцем, а стал противником, по-еврейски «сатаной» (Мк. 1, 13), клеветником, по-гречески «диаволом» (Мф. 25, 41), лукавым (Мф. 13, 19), лжецом и отцом лжи (Ин. 8, 44), драконом (Откр. 20, 2).

В Библии упоминается, что сатана был не единственным бесплотным духом, злоупотребившим свободой. Необходимость выбора разделила ангельский мир на два воинства. Одно возглавил Архангел Михаил, а «дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр. 12, 7–8). Соблазненные Деницей бесплотные существа утратили исконную чистоту и стали называться нечистыми (Мф. 12, 43), злыми духами (Лк. 8, 2), бесами (Мф. 12, 24). Остальные ангелы остались верными Богу, реализовали свой потенциал в соответствии с предназначением своей природы. Их называют святыми ангелами, Небесными силами, ангелами Божиими.