«Насельники Оптиной пустыни XVII – XX веков: биографический справочник»

В издательстве Свято-Введенской Оптиной пустыни вышла книга «Насельники Оптиной пустыни XVII – XX веков: биографический справочник» (автор-составитель — иером. Платон (Рожков), которая будет интересна широкому кругу читателей. Мнением об уникальном восьмисотстраничном труде делится З.П. Иноземцева, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста».

Литературная сокровищница духовного опыта Русской Православной Церкви и историческое знание пополнились редким научно-церковным изданием, в котором многовековая история монастыря и судьбы ее насельников излагаются на основе аналитического исследования всей совокупности сохранившихся источников — летописей, устных преданий, мемуарной литературы, архивных документов из десятков государственных архивохранилищ России и зарубежья (США), из частных архивов. Многие документально обоснованные свидетельства из истории монастыря впервые вводятся в народную память. Создание этого труда, посвященного 200-летию кончины приснопамятного игумена, возобновителя Оптиной пустыни Авраамия, потребовало от братии монастыря многих лет поисковых работ по сбору и изучению материалов, установлению достоверности каждого факта.

Обширный исторический очерк во введении к биографическому справочнику, включившему сведения о 3052 насельниках монастыря, пребывавших в обители в XVII–XX вв., знакомит читателя с легендами и историческими гипотезами, связанными с происхождением названия монастыря — «Оптина пустынь», возникновение которого сокрыто в глубине веков. Самый ранний документ, упомянувший игумена Сергия как настоятеля уже существующего к тому времени монастыря, датирован 1625 г. Читатель узнает и о всех последующих настоятелях монастыря вплоть до схиигумена Павла (Драчева), последнего дореволюционного насельника Оптиной пустыни, почившего в 1981 г.

Допуская вероятность существования обители со времени принятия козельчанами христианства (XII в.), составитель раскрывает перед читателем страницы истории этих мест: княжеские междоусобицы, татаро-монгольские набеги, польско-литовское разорение, а затем и петровские реформы, несущие материальное и нравственное опустошение. Значимы сведения о возможности влияния на духовное становление обители учеников прп. Сергия Радонежского, определивших национально-русские черты монашеской жизни русских монастырей. Показано, что Оптина пустынь в XIX в., благодаря великим духовно одаренным старцам, ученикам учеников духовного гения, апостола русских монахов, преподобного Паисия (Величковского), приобретает всероссийскую известность. Сюда устремляются не только простолюдины, но и образованная часть русского общества в поисках ответов на извечные вопросы человеческого бытия. Узнает читатель и об особенностях оптинского монашества XIX — начала ХХ вв., выразившихся в гармоничном сочетании внутреннего делания (искоренение страстей: гордости, тщеславия) и духовного служения с обращенностью к миру (исповедь, духовная работа с мирянами, личные встречи, обширная переписка с ними). Перед читателем предстает галерея всех тех, кого Священный Синод Русской Православной Церкви в Деянии о канонизации Собора Оптинских святых от 26–27 июля 1996 г. причислил к «преподобным отцам и старцам, в Оптиной пустыни просиявшим», чье духовное служение определило ее роль в качестве выразителя духовно-нравственных исканий русского народа.

В биографической части рецензируемого труда составитель знакомит читателя с судьбами насельников обители, в том числе пронесших оптинскую духовную традицию в годы гонений, как, например, преподобный Рафаил исповедник, к мощам которого ныне притекают сотни паломников. В совокупности все эти биографии представляют уникальный материал для углубленного исследования индивидуальной психологии человеческой личности в ее стремлении к обретению духовных смыслов бытия. Неуклонно следуя оптинской традиции, отрицающей всякое лицемерие, составитель данного труда преодолевает соблазн сокрыть негативную информацию и, возможно впервые, публикует документально удостоверенные сведения о каждом лице, не скрывая пороки, которые неизбежно встречаются в монастырской жизни. Значимым для современного читателя явится включенный в книгу материал о мифах и легендах относительно неких старцев и насельников монастыря, которые, как доказательно показано, никогда не числились в списках оптинского братства: И.А. Соколов († 1958), «отец Арсений» (якобы реальный прообраз одноименного художественного произведения) и др.

Предельно объективный подход к изложению истории монашеской жизни позволяет более полно постичь богословский опыт оптинских старцев, сущностное содержание духовного подвига человека на пути к спасению и роли монашества в русской истории.

Рецензируемый труд «Насельники Оптиной пустыни XVII – XX веков: биографический справочник» — огромный вклад в народную историческую память, в познание истории монашества и монашества как явления, олицетворяющего духовные искания русского народа. Этот научно-церковный труд, написанный живым и доступным языком, будет полезен в равной степени и светскому и церковному историку, преподавателю и студенту богословского и светского вуза, и школьному учителю, любому читателю, причастному к традиционной культуре народа России.

Источник публикации