“Не рой себе яму…в вечности”

Не только в ветхозаветной истории, но и в Евангелии есть слова, которые у многих вызывают недоумение и даже тревогу.

К ним относится предостережение Христа о том, что «хула на Духа не простится человекам», да еще «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31 и 32).

Неужели за какую-нибудь глупость, сказанную о Святом Духе, человеку уже не получить прощения не только при жизни, но и после смерти? Как же Господь, Который призывает всех людей прощать и любить даже своих врагов, Сам не может простить человеку кощунственного высказывания или просто необдуманных слов и обрекает его за это на вечную погибель?

Чтобы разобраться в смысле этих евангельских слов, сначала надо понять, что именно является хулой по отношению к Святому Духу. Святые отцы единогласно признают, что это не слова, пусть даже недопустимые: грубые или кощунственные, — сказанные в адрес Третьей Ипостаси Святой Троицы, а нечто иное. Столь грозное Божие предостережение должно относиться к чему-то глубинному — тому, что способно лишить человека общения со своим Творцом.

По святоотеческому учению, хулой на Святого Духа является сознательное противление бесспорной истине. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что речь идет о таком состоянии человека, когда он воспринимает или внутренне осознает нечто как истину, но по собственной воле поступает вопреки ей.

О какой же истине идет речь? Если кто-то начнет утверждать, что теорема Пифагора неверна, мы не назовем это хулой на Святого Духа, хотя при этом человек будет сознательно противиться очевидной истине. Но ведь не Духом Святым открыта эта теорема, как и прочие сведения научного порядка. Они познаны людьми в силу природных способностей человека, которые даны Творцом для познания сотворенного мира, его устройства и действующих в нем закономерностей. Так что Спаситель говорит вовсе не о противлении научным или иным истинам земного порядка. О чем же?

Вспомним, что предшествовало словам Христа о хуле на Духа Святого. В присутствии многих людей, в том числе и фарисеев, Он совершил чудо исцеления человека слепого, немого и одержимого. Какие страдания испытывал тот человек, даже представить страшно. Но как только его привели к Спасителю, тут же «слепой и немой стал и говорить, и видеть» (Мф. 12, 22). Никакими человеческими усилиями сделать это невозможно. Христос действовал силой Божией, то есть совершил исцеление как Истинный Бог.

Это было очевидно всем присутствующим, тем более фарисеям, людям ученым и хорошо знавшим Священное Писание. Они прежде остальных должны были воочию убедиться, что в данном исцелении действует Сам Бог Своей благодатью. Но они сознательно внутренне противились этой очевидной мысли, не желая признавать Христа Богом. Тем самым они сопротивлялись Господу, желавшему их спасения.

Изыскивая разные способы, чтобы оправдать отвержение несомненной истины, фарисеи обвиняют Христа в колдовстве, говорят, что Он совершил чудесное исцеление бесноватого «силою веельзевула» (Мф. 12, 24), то есть с помощью дьявольской силы. Они клевещут, чтобы сохранить свое земное благополучие, власть, почет от народа, опасаясь, что признание Богом Иисуса Христа, проповедующего Небесное Царство, нарушит спокойное течение их земной жизни, опрокинет весь устоявшийся порядок их безбедного существования. И ради своего временного покоя они готовы сражаться с Истиной до конца и убеждать в своей правоте других.

Даже когда Христос делал то, что может сделать исключительно Бог, — например, когда воскресил четырехдневного Лазаря, тело которого уже подверглось разложению, — они все равно не захотели признать это действием Божиим. Не только наперекор совести, но и вопреки здравому смыслу первосвященники пришли к решению «убить и Лазаря» (Ин. 12, 10), чтобы не оставлять в живых свидетеля Истины. На что только не готов пойти человек в своем упорном противлении Богу!

Духовное состояние, приводящее человека к поступкам, совершаемым вопреки очевидной истине, только потому, что этого требует окружающая среда, или привычный образ жизни, или сиюминутная выгода и тому подобное, Господь и называет хулой на Духа Святого, которая не простится ни в сем веке, ни в будущем.

С апостольских времен Святой Дух неизменно пребывает в Христовой Церкви, освящает христиан и наставляет их «на всякую истину» (Ин. 16, 13), приближающую к Богу и соединяющую с Ним. Те же, кто отвергает такую истину, самовольно преступает ее и учит этому остальных, навеки лишаются единства с Богом. До тех пор, пока такие люди оправдывают свое ложное убеждение и богопротивный образ жизни, они попросту неспособны принять от Бога прощение.