Небесная иерархия
В первое воскресенье после праздника Троицы Церковь чтит память всех святых – тех людей, которые имели одну с нами природу, поврежденную грехом. Но ее несовершенство не помешало им всецело устремляться к Творцу и стать святыми, потому что свят Бог (Лев. 11, 45).
Близостью к Богу определяется святость и ангелов, в этом проявляется совершенство их природы. Однако для людей остается дискуссионным вопрос, что определяет степень приближенности ангелов к Создателю: природа или служение. У святых отцов нет единого мнения на этот счет. Одни полагают, что ангелы, подобно людям, способны приближаться к Богу по мере своего служения, другие – что в зависимости от своей природы ангелы имеют разные степени близости к Богу, и каждой природе присуще свое служение.
Церковью не догматизирован ни один, ни другой взгляд. Но в церковной традиции общепринятой является вторая точка зрения, которая признает иерархию ангелов. «Корпус Ареопагитикум», автором которого считается священномученик Дионисий Ареопагит, включает самое раннее изложение подобных представлений – трактат «О небесной иерархии».
По мнению автора трактата, в ангельском мире существует трехступенчатая иерархия, и на каждой ее ступени находятся по три ангельских чина. Серафимы, херувимы и престолы – это чины первой, наиболее близкой к Богу сферы, – им «позволено быть соединенным с Ним ближайшим образом и непосредственно». К чинам второй сферы относятся господства, силы и власти. Наконец, третью, ближайшую к людям сферу составляют начала, архангелы и ангелы.
Каждый ангельский лик имеет свое служение. Например, серафимы заботятся об исполнении воли Божией. Предназначение престолов – быть богоносными. Господства учат самообладанию, помогают преодолевать греховные привычки и желания. Власти обуздывают действия падших духов. Начала управляют материальной природой, наблюдают за соблюдением законов, согласно которым она создана. Силы наделяют даром прозорливости и чудотворения.
Помимо того ангельские чины взаимодействуют между собой по вертикальной схеме. Благодаря этому ведение Бога распространяется от ближайших к Нему чинов вниз, к последующим чинам.
Способ передачи информации внутри ангельской иерархии автор трактата образно поясняет на примере подвижных зеркал, настроенных так, что каждое из них отражает улавливаемый свет на другое зеркало, от которого аналогичным образом свет попадает на следующее и т. д. Таким способом свет от источника передается на большие расстояния без искажений и потерь. Данный образ закрепился в символическом языке иконографии. На иконах, изображающих небесную иерархию, ангелы держат в руках зеркала (круглые или на длинных ручках) с изображением монограммы Иисуса Христа.
Согласно этой системе люди могут получать Божественную благодать и ведение только от самого близкого к ним чина – ангелов, подобно тому, как каждый ангельский лик получает ее от ближайшего вышестоящего лика.
Но нам не всё известно об ангельском мире. Автор трактата говорит, что полнотой знания о небесной иерархии обладает только Бог, как Причина ее существования, и даже сами ангелы знают о ней в той мере и лишь в той степени, в которой им открыл Бог. Нам же Божественное Откровение дает ту меру знаний об ангелах, которая необходима для нашего спасения.
В разных местах Библии упоминаются названия девяти ангельских чинов. Но не все, что сказано в Библии об их служении, укладывается в систему строгой иерархии. Один из примеров – призвание к служению пророка Исайи (Ис. 6, 1–8). Этот библейский эпизод глубоко осмыслен нашим великим поэтом А. С. Пушкиным в стихотворении «Пророк», которое начинается словами:
«Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился».
И в библейском оригинале, и в поэтическом изложении бесплотный дух, названный серафимом, который является ближайшим к Богу по чину небесной иерархии, действует по роду служения, подобному силам, наделенным пророческим даром, в то время как в соответствии с иерархией, приведенной в вышеупомянутом трактате, это должен быть ангел – ближайший к людям девятый чин.
Этот и другие примеры подтверждают мысль о том, что людям далеко не все открыто о природе ангелов. Святитель Иоанн Златоуст допускал, что могут быть и другие ангельские чины, которые нам не известны. На это указывают и слова апостола Павла, что одни имена явлены нам в этом веке, а другие будут открыты только в веке будущем (Еф. 1, 21). Возможно, тогда людям, достигшим святости, ставшим сынами Божиими (Лк. 20, 36), будет доступно познание всех ангельских сущностей и тайн их природы.