«О благодарении Бога»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33:2) – святой царь Давид своим примером показывает как нам подобает благодарить Бога, но и не только благодарить, но еще и благословлять, не только за какое-то благодеяние Божие к нам, и в определенное время на молитвах или в храме, но во всякое время, то есть постоянно.

Да, как хотелось бы жить нам в дружбе с Богом и постоянно общаться с ним и благодарить Его за все… Как получается это в реальности ?

Вряд ли каждый из нас похвастается постоянным общением с Богом, то есть молитвой, но именно так апостол Павел говорит в послании к Фассалоникийцам: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Апостол показывает путь к постоянной радости, к непрестанной молитве и благодарению. Ибо, кто привык обращаться к Богу и благодарить Его за все, что послужило на пользу, очевидно, тот будет иметь постоянную радость.

Порой,  братья, мы не только не благодарим Бога, но хуже того, гневаемся и всячески согрешаем перед нашим Небесным Отцом, отчего и происходит та внутренняя скорбь, из-за которой в нас иссякают источники радости и мира духовного, мы перестаем видеть благодеяния Божии к грешному человеку, а как следствие появляется ропот на то положение, в котором мы находимся. Мы унылы и забывчивы, говорит преп. Амвросий Оптинский, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными Богу за Его великие к нам благодеяния, временные и вечные. Преп. Амвросий, старец Оптинский пишет: «Начало радости – быть довольным своим положением». Да, поистине это так. Вспоминается двое монахов, которые за трапезой ели одно и тоже блюдо, но по их внутреннему устроению довольный тем, что послал ему Бог, ел «мед», а другой недовольный, ел «навоз».  Благодарение Бога имеет особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Отцу Небесному. Неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют нас от Создателя. Что же может быть хуже отдаления от Бога, что может быть плачевнее этого состояния? Каким же образом нам, немощным людям, благодарить Бога за все Его к нам благодеяния? Что принести Богу в жертву? С чего начать быть благодарными Ему?  Видя каким образом зло исказило то чистое и светлое Евангельское учение, Премилостивый Господь, всем желающий спасения, подарил нам величайший дар — Самого Себя в Таинстве из Таинств — Евхаристии.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «Почему же это таинство называется благодарением, в чем благодарение? Что мы можем принести Господу? Хлеб и вино? Они и так принадлежат Ему. Самих себя? Но не Господни ли мы? Он призвал нас из небытия и одарил нас жизнью; Он наделил нас всем, что мы есть и что у нас есть. Что же мы можем принести, что было бы действительно наше? Святой Максим Исповедник говорит, что Бог может сделать все, кроме одной вещи: самую малую из Своих тварей Он не может принудить полюбить Его, потому что любовь — наивысшее проявление свободы. Единственный дар, который мы можем принести Богу, это любовь доверчивого, верного сердца.

Но почему благодарением называется именно эта таинственная евхаристическая трапеза скорее, чем любое другое богослужение или любое другое наше действие? Что можем мы подарить Богу? За столетия до того, как пришел на землю Христос, этот вопрос ставил себе псалмопевец Давид, и ответ, который он дает, такой неожиданный, такой подлинный, верный. Он говорит: «Что я воздам Господу за все Его благодеяния ко мне? — Чашу спасения приму, и имя Господне призову, и молитвы мои воздам Господу…». Наивысшее выражение благодарности не в том, чтобы отдарить человеку обратно, потому что если кто получит дар и отдарит за него, то он как бы расплатился и тем упразднил дар: дающий и получающий сравнялись, оба стали дарителями, но ответный дар в каком-то смысле разрушил радость обоих.

Поэтому Евхаристия — величайшее благодарение Церкви и величайшее благодарение всей земли. Люди, которые верят любви Божией открытым сердцем и без всякой мысли “расплатиться” за дар, а только радуясь той любви, которую дар выражает, получают от Бога не только то, что Он может дать, но также и то, чем Он Сам является, и участие в Его жизни, в Его природе, Его вечности, Его Божественной любви. Только если мы способны принять дар с совершенной благодарностью и совершенной радостью, наше участие в Евхаристии будет подлинным. Тогда Евхаристия становится наивысшим выражением нашей благодарности. В этом Таинстве грешное естество, соединяясь с полнотой Божества, может при решительном желании и самопонуждении, выйти из того замкнутого круга неблагодарности, и принести чистую жертву молитвы в храме своего сердца, тем самым начать благодарить Бога и усиленно просить помощи от Своего Создателя. Да, хоть мы и унылы и подчас забываем что такое благодарность, но давайте с понуждением естества приносить Богу то, чего Он так заслуживает!

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Я. Есина