“О бодрствовании”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья, сегодня за Божественной литургией мы имели возможность услышать одну из притч, сказанных Господом нашим Иисусом Христом, а именно – притчу о десяти девах. Все мы с вами хоть раз открывали, а может быть даже и читали Евангелие… во всяком случае надеюсь, поэтому не вижу необходимости пересказывать сюжет притчи, а вместо этого давайте же поразмыслим над ее значением и актуальностью в наши дни.

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху» (Мф. 25:1). Кто же эти десять дев, ожидающих жениха? Они символизируют верующий народ, то есть нас с вами — православных христиан, которые ожидают прихода Жениха — второе пришествие Христа Спасителя нашего.

Затем мы видим разделение дев на мудрых и неразумных. В чем же проявляется неразумность вторых? В том, что не взяли они с собой масла для дальнейшего горения их светильников. Время ожидания и приготовления дев к приходу жениха сравнимо с нашей земной жизнью, которая отведена нам на подготовку к жизни вечной.  И все те качества, из-за которых неразумные девы не взяли масла, будь то рассеянность, нерадение, невнимание, лень, самонадеянность и прочие, вместе или по отдельности весьма пагубны или, даже можно сказать, недопустимы в деле нашего спасения.

День подходит к концу, и утомленные девы засыпают. Но вопреки ожиданиям того, что жених явится, когда будет светло, в полночь слышатся крики: «…вот, жених идёт, выходите навстречу ему» (Мф. 25:6). Видя гаснущие светильники и осознавая свою ошибку, неразумные девы стали просить у мудрых часть масла. Мудрые девы ответили отказом. Почему же? Неужели мудрые девы — это жадные девы? Вовсе нет! Они были бы и рады поделиться, но добродетели, доброта сердца, чистота совести — всё это достояние души одного человека, которые он получил от Бога и сохранил в течение своей жизни. На Страшном Суде никто не сможет подойти к другому и просить его поделиться своими добродетелями. К тому же, как можно поделиться тем, чего сам имеешь весьма в малом количестве, а не в изобилии? Ведь во время Всеобщего Суда «...праведник едва спасается…» (1 Петр. 4:18).

Воспользовавшись единственной возможностью, неразумные девы решаются купить нового масла. Но уже слишком поздно, и не смотря на их подвиг девства, что уже само по себе было немалым достижением, в ответ на мольбы впустить их, от жениха они слышат: «…истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25:12). Из этого нам стоит усвоить, что даже имея некие добродетели, нельзя останавливаться в своем духовном совершенствовании и пребывать в расслабленности, считая, будто бы мы выполнили свою «норму».

В заключение притчи Христос дает наставление: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13). Только вдумайтесь, насколько мудр этот призыв… Частенько мы выполняем порученные нам дела с небрежением, лишь бы побыстрее сделать, ведь «никто не видит». И не только делам, но и своим помыслам и суждениям не всегда мы даем благообразие. Опять же, внешне-то все нормально, а какая разница, что внутри? Это все от того, что телесно мы бодрствуем, а духовно пребываем “во сне”.  Такое состояние губительно для человека, в нем все его цели в жизни туманны и размыты, его сопровождают апатия и уныние. Поэтому не зря Спаситель призывает всех нас: «Бодрствуйте!».

Не просто так Христос добавляет и то, что «…не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13). И в самом деле, человек  в момент обличения собственной совестью может подумать: «да, ладно, сделаю, а потом покаюсь!». Вроде неплохо придумано, не так ли? Вот только одна трудность, откуда нам знать, что это «потом» наступит? Среди нас вроде же нет пророков? Отзовитесь, если есть. Все-таки, нет… Поэтому в каждый такой момент человек должен не пытаться «договориться» с совестью, а вести непрерывную борьбу со своими страстями. Ясное дело, что все мы люди грешные и слабые, и поэтому далеко не каждый раз выходим победителями из этой борьбы. Но это вовсе не означает, что нужно заняться собирательством грехов, откладывая исповедь на потом. К чему нам складывать в свою ношу ненужные нам камни, не выбрасывая их, до того момента, пока ноша не станет неподъемной, и мы не сможем уже с ней распрощаться? Настолько прорастут в нас «сохраненные» нами грехи и страсти.

Немало и святых отцов, которые говорили о духовном бодрствовании. Например, изречение преподобного Ефрема Сирина: «…Каждый час надобно быть нам в готовности, чтобы позванным внезапно не оказаться  не готовыми» (прп. Ефрем Сирин, 32, 365). Или же слова святителя Иоанна Златоуста: «…Нужно трезвиться, бодрствовать и быть готовым ко всему, чтобы и в счастии быть нам сдержанными, и в скорбях не унывать, а сохранять великое благоразумие…» (свт. Иоанн Златоуст, 48, 13).

Давайте же, дорогие отцы и братья, уподобимся девам мудрым, и будем стараться бодрствовать как телесно, делая все так, как мы делали бы для Бога, так и духовно, понимая, что все происходящее с нами происходит по промыслу нашего Небесного Отца.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Севастиан Силаков