«О борьбе с гневом»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья!

Сегодня я вам поведаю о гневе, каковы причины его появления и способы противостояния.

Для начала разберемся, что вообще такое гнев и как он зарождается в нас.

Гнев – это сила раздражительной части души.  Гнев был дан человеку Богом для противостояния злу и для противодействия порокам, но вследствие грехопадения он превратился в греховную страсть.

Это страсть, конечно, всем знакома. И здесь не надо радоваться малой степени знакомства, потому что это та ложка дегтя, которая портит бочку меда. Святые отцы, многими подвигами достигшие безгневия,  удивительной силы, единодушно свидетельствуют, что ничто так не отгоняет благодать Святаго Духа от нашего сердца, как гнев. Так что не надо утешаться мыслью о том, что кто-то мало гневается, а кто-то много. По свидетельству святых отцов, бесы гнева маскируются, чтобы не вызывать нашего беспокойства. Чтобы оставлять нас в беспечности, они не разворачиваются в полную силу, довольствуясь малой, но достаточной. Многие люди утешают себя тем, что быстро отходят от вспыльчивости. Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Бесы гнева так себя специально ведут, чтобы оставить человека в беспечности относительно своей болезни» (Слово 8, гл. 9). Гнев не только отгоняет от нас благодать Святаго Духа, но затмевает и наш разум. В одном из псалмов святой царь Давид говорит: «Смятеся от ярости око мое» (Пс. 6,8). То есть гнев помрачает наше правильное видение, как внешнее, так и внутреннее. В гневе человек теряет разум, он путается, где правда, а где ложь, ведь человек в гневе равносилен человеку во тьме, он ничего не видит, он слеп и может попасть в ямы и овраги. Мы все наблюдали как человек, в гневе быв разумным, теряет всякую объективность и в отношении предмета гнева, с этим объятым яростью слепцом не поговоришь. И если что-то человек в гневе пытается сделать, то из этого ничего толком не выйдет. Но у гнева есть и хорошая сторона, полностью подчиненная нам. Мы можем ненавидеть свой грех и с помощью него бороться со своими страстями. Если, в первую очередь, мы должны заниматься своим грехом, то лишь в последнюю очередь это касается грехов наших ближних. Нам сказано: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Святитель Григорий Двоеслов, рассуждает по поводу этих слов, пишет: «Если мы в себе ненавидим грех, то должны ненавидеть его и в ближнем; если мы в себе боремся с грехом, то должны, по тем силам и возможностям, и обязанностям, которые на нас возложены, бороться с ним и в ближних наших».  Итак, помимо самого себя мы должны заниматься тем, кто вверен нам в попечение.  Если мы родители, то это наши дети. Если мы воспитатели, то это те, кто вверен нам на воспитание. Конечно, главным критерием в наших действиях должен быть критерий внутренний. Мы должны заглянуть в наше сердце и понять, к чему оно стремится, стараясь направить его так, чтобы оно желало именно истребления греха, пользы и блага тому, кто этот грех в себе носит. К носителю греха мы должны испытывать сострадание, как к болящему, а также желание спасти его, выручить из этой ситуации. Выручить и его, и тех, кого этот грех поражает вокруг, потому что часто бывает, что грех одного поражает многих.

В заключение, чтобы мы не считали свою задачу выполненной, если мы быстро гневаемся и быстро отходим или просто нам удается удержаться от того, чтобы не ударить или скверными словами не обозвать, я вам приведу слова преподобного Иоанна Лествичника: «Я видел трех иноков, в одно время потерпевших бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий же, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы» (Слово 8, гл. 27). Вот три ступени борьбы с гневом, стяжания смирения и совершенствования в этом. Пусть память об этом все время показывает нам, как далеко мы еще отстоим от того, к чему мы должны стремиться.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Антон Рогулин