«О борьбе с искушениями»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья!

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о том, как нам бороться с искушениями. Для начала давайте разберёмся, что такое искушение для православного человека. У искушения есть два понятия. Во-первых, искушением могут служить различные тяжелые ситуации, такие как обида, болезнь, трудная материальная ситуация и иные скорби. Во-вторых, искушением, в духовном смысле, может называться то крайнее состояние души, когда  она, переступив через заповеди Господни, может впасть в грех.

Искушения бывают самыми разными. По моему мнению, самые опасные и трудно преодолимые связаны не с нашими материальными потребностями, а с нашим душевным состоянием. Если человек искусился, например, игрой в карты или компьютер, то он может карты выкинуть или выключить компьютер. Чего нельзя сказать о помыслах и мыслях. Помысел не так легко выкинуть из своей головы.  Каждый человек ежедневно, если не ежечасно сталкивается с искушением. К сожалению, мы зачастую принимаем их как должное и не собираемся с ними бороться. Мы думаем, что такое малое пренебрежение никакого вреда нам не несет. Мы ошибаемся! Это и есть самые опасные искушения, ибо мы их не замечаем и на исповеди в них не каемся. Это можно объяснить на примере простой копилки. Давайте представим, что монеты, это искушения. Большая  монета – это серьёзное искушение, которому мы поддались.  Маленькая монета – это искушение, которому мы не придали особого значения или не заметили. Копилка – наша душа. Кидая каждый день по одной большой монете, рано или поздно, копилка заполнится, и заполнится очень быстро. Мы этого боимся. Так почему же мы, кидая малую монету в копилку, не придаём  особого значения тому, что это тоже способствует её заполнению. Можно сказать, что большими монетами копилка заполнится быстрее. А если мы малых монет будем кидать не одну, а по двадцать? Копилка  может заполниться даже быстрее. Представьте, что за каждую «монету» мы будем держать ответ на Страшном Суде. Именно в тот момент мы поймём, что искушений в нашей жизни было намного больше.

Главным примером в борьбе с искушениями служит Господь наш Иисус Христос. Апостол Матфей повествует  нам о том, как дьявол искушал Иисуса, когда он, после своего крещения, сорок дней и сорок ночей постился в пустыне.

Мф. IV, 1-11: 1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Здесь мы видим, что Христос отвечает дьяволу с кротостью и этим показывает нам, что зло побеждается добром и незлобием.

Старец Иосиф Исихаст говорит следующее: “Во всех искушениях и скорбях требуется терпение, и оно — победа над ними”. Если мы будем терпеть ради Христа искушения, то они нам вреда не причинят. Схиигумен Савва (Остапенко) говорит: “Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, то есть если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и, наоборот, держаться мыслей, угодных Богу”. Он говорит нам о том, что без чистоты духовной, не может быть чистоты душевной. Если дух чист,  то и душа чиста.

В заключение хочется сказать, что мы, поддаваясь искушениям, загоняем себя в страсти и грехи. Святитель Иоанн Златоуст поучает: “Тяжесть искушений может облегчить бремя грехов… Душа, огорчаемая искушениями, освобождается от страстей и других болезней; потом она особенно наслаждается спокойствием”.

Аминь!

 

Воспитанник 2-го курса Калужской духовной семинарии Николай Мельников