“О борьбе со страстью винопития”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе, дорогие отцы и братья!

Господь наш Иисус Христос, пребывая с людьми, указал путь, идя по которому мы войдём в Царство Небесное. Этот путь – Священное Писание. Читая Его мы видим, как Господь предостерегает нас от ряда грехов и страстей. И сегодня я хочу рассказать об одной из страстей, которая стала проблемой общества всех времён – о страсти винопития или, говоря обычным языком, пьянства.

Что такое пьянство? Пьянство – чрезмерное употребление спиртных напитков. Этот грех появился задолго до пришествия Спасителя в наш мир. Впервые об этом грехе мы узнаём в книге Бытия из истории праведного Ноя:

«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9, 20-21).

Стоит отметить, что это было сделано по незнанию и ещё не является грехом. Но, глядя на эту ситуацию, сразу видно пагубное влияние чрезмерного употребления вина. К величайшему сожалению, живущие после Ноя люди извлекли из этого случая совсем другой смысл: их не смутила та мерзость, в которой видели праведника, а привлекли забвение, веселье и уход от реальности этого мира. Через две тысячи лет этот грех уже стал бичом общества. Царь Соломон говорил:

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного».

    Из этого отрывка мы видим, что винопитие является причиной многих скорбей и бед не только для находящегося во власти этого греха, но и для окружающих. И далее он предостерегает: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притч. 23, 29-35).

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает винопитие с добровольным беснованием. И, действительно, данное сравнение весьма удачно: как бесноватый не может контролировать своё тело, так и человек, напившись вина, уже не хозяин своему телу. Находясь в опьянении, человек способен совершить те поступки, которые никогда не совершил бы в здравом уме.

    «Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия» – говорит свт. Иоанн Златоуст.

В качестве примера к этим словам стоит вспомнить всем нам известную историю об одном монахе, который пошёл на уговор с бесами. Те пообещали, что оставят его в покое и никогда не будут искушать, если монах совершит один из трёх грехов: убийство, блуд, пьянство. Первые два греха сразу напугали его своей тяжестью, а пьянство, не думая о последствиях, он посчитал самым незначительным из них. Напившись, он впал в грех прелюбодеяния с распутной женщиной, а потом убил мужа этой женщины. В итоге монах совершил все три греха.

Удивительно то, что каждый человек знает к чему может привести употребление алкоголя, но тем не менее в сети этого греха попадает огромное количество людей. Почему так? В чём истинная причина пьянства? Авва Дорофей говорит о том, что все грехи вытекают из славолюбия, сребролюбия и сластолюбия. Если посмотреть в корень, то первопричиной всех грехов является сластолюбие. Дело в том, что человек был создан для вечной, блаженной жизни рядом с Богом, потому стремление к лучшей жизни свойственно ему. Свойственно человеку и Богообщение, которое необходимо наравне с употреблением пищи и воды. Если человек лишает себя этого, то в теле происходит своеобразный бунт. Отсюда вытекают уныние, тоска, печаль. В таких ситуациях нужно искать утешение у Создателя, но человек привык выбирать лёгкий путь. И тут дьявол предлагает человеку более лёгкое решение проблемы, если это вообще можно назвать так. Под внешним весельем скрывается великая скорбь от греха. Вино веселит сердце человека (Пс.103;15), но оно не может заменить нам Благодать Божию.

Истинная цель жизни каждого человека – жить во Христе, чтобы через Него наследовать жизнь вечную. Живёт ли во Христе страдающий пьянством человек? Нет! Христос сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21,34).

Говоря о спасении, апостол Павел писал:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6;9). Не случайно ап. Павел говорит о пьяницах и идолослужителях в одном стихе. Человек, имеющий ту или иную страсть становится её служителем. Он думает только о том, как утолить жажду греха, поклоняясь ему как идолу.

Не стоит думать, что любое употребление вина является грехом. Тот же ап. Павел, говоривший о печальной участи пьяниц, в другом месте пишет:

    «И не упивайтесь вином, в немже есть блуд» (Еф. 5;18). Он не говорит не пейте вино, а не упивайтесь. Вино было создано для укрепления здоровья человека и лечения некоторых болезней, употребляя его в небольшом количестве. Подтверждение этих слов мы видим в послании ап. Павла к Тимофею:

  «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5;23).Как мы все помним, Господь превратил воду в вино на браке в Кане Галилейской, тем самым показав, что употребление вина не является мерзостью перед Богом.

Отцы и братья! Мы видим, как эта страсть поглощает людей разных возрастов и социальных слоёв. Ведь если слепой поведёт слепого, то оба упадут в яму, говорится в Священном Писании. Потому будем стараться не впадать в этот грех, помогать тем, кто уже подвержен ему. Да поможет нам Господь Иисус Христос, молитвами Богородицы и всех святых.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Олег Прохоров