“О даре рассуждения по учению святых отцов”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня суббота, а сейчас примерно десять часов утра – время, когда большинство людей сладко спят у себя дома, однако мы с вами видим друг друга здесь, в храме. Казалось бы, что все здесь забыли, почему собрались? Могли бы потягиваться в кровати или завтракать сейчас, да ещё и сегодня вечером отдохнуть, и завтра с утра…

Уверен, что у нас всех здесь собравшихся единая цель пребывания в храме и единый повод покинуть тёплые постели. Мы можем не осознавать это или не называть его так, но повод этот – ревность о Христе и славе Его. И кто бы ни возгревал эту нашу ревность о Боге – родные, проректор или мы сами, так или иначе – мы на службе, здесь и сейчас.

Так или иначе мы все вступили на тернистую тропу самоограничения, так или иначе мы боремся с собой, стараемся для Бога и Царствия Его. И раз уж мы вступили на этот путь, будет совсем не лишним узнать, что же самое главное, самое важное на нём? Без чего нельзя достичь цели нашего странствия по бурному морю жизни.

Для православного христианина не секрет, что ни одно доброе дело не будет спориться без помощи Божией. Так вот, когда речь заходит о Господних дарах, святые отцы, в первую очередь, вспоминают не о смирении и не о любви. В первую очередь поминают они дар рассуждения.

Рассуждение – это дарованная Богом способность отличать добро от зла, способность избежать грехов и, в более широком смысле, вообще понимание того, каким образом, когда и где лучше и полезней для нашей души сделать то или иное дело.

По сути своей, это своеобразный сонар, умение сродни музыкальному слуху, позволяющее обнаружить и слить свою волю (свой тон) с тоном и волей божественной. То, что позволяет христианину из тысячи вариантов, тысячи способов, тысячи путей найти лучший, согласующийся с Господней волей. Этакий ключ от всех дверей, могущий подать помощь в любой ситуации.

Как я уже говорил, своим присутствием в храме мы с вами доказываем своё намерение послужить Богу, желание преуспеть в служении Ему. Есть среди нас такие люди, которые по возможности часто посещают службы, стараются молиться от сердца, не задевать ближних, в общем – поддерживать мир в своей душе. Почему же, несмотря на старания, мы не видим у своих ближних явных, заметных успехов на духовном поприще? Не видим то, что должно отличать истинных христиан, например дары чудотворения, чтоб человек мог силой молитвы передвинуть гору, ну или хотя бы камушек маленький. Да чего уж там, мы не видим даже достижения такими людьми своих целей. Душевного мира хочет каждый, но мы не видим ни в одном окружающем нас православном христианине всепрощения и любви.

На этот вопрос отвечает свт. Феофан Затворник, вспоминая евангельские события, когда жёны-мироносицы глубокой ночью пошли ко Гробу Христа, и почти сразу же уверовали в Его чудесное Воскресение, а апостолы, напротив, по словам свт. Феофана, “будто упираются ногами” по дороге ко Гробу и не веруют, пока не увидят. И дело тут совсем не в том, что апостолы меньше любили Христа, наоборот, их любовь была рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и её Предмета. Увидевшись с воскресшим Иисусом, они больше никогда и не расставались, навеки соединив с Ним свои сердца и положив жизнь за Его учение.

Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства и жизнь – не жизнь, но без рассуждения она слепа, бессмысленна и бесплодна. Путь к Царствию Божию начинается с желания послужить Богу, но закончиться у обетованных врат он может лишь с помощью рассуждения – корня всех добродетелей.

Авва Моисей учит нас следовать средним, царским путём и говорит, что рассуждение отгоняет зло и удаляет обольщения и соблазны. Преп. Иоанн Лествичник утверждает, что рассуждение есть светильник души и истребитель греховных болезней, а Патерики изобилуют притчами о его необходимости и бесконечной пользе.

Впрочем, необходимо помнить, что рассуждение – это Божий дар, однако даруется он не каким-то там избранным людям, вовсе нет. Господу ничего не жалко для нас; он как будто стоит с кувшином, полным благодати, но не может влить её в сердца, которые и без того полны. Полны нечестием, злобой, гордыней и завистью.

Образцом рассуждения из Ветхого Завета для нас может являться премудрый царь Соломон, в книге Притчей уподобляющий нерассудительного человека городу без стен, всегда готовому пасть под натиском врагов. Обратившись к Завету Новому, мы увидим сотни подвижников, просиявших рассудительной мудростью, недоступной для внешнего мира.

Все они единым сонмом рассказывают нам, как необходимо очистить своё сердце для того, чтобы Господь наполнил его дарами и святостью. По их словам средства эти таковы: чтение Священного Писания и наставлений святых отцов, прилежное исполнение заповедей, кротость, смирение и постоянное трезвение, бодрствование, внимательность к своим поступкам и расположениям души.

И конечно же венчает этот список Причащение Святых и Страшных Христовых Таин. Да поможет оно и нам грешным, во Имя Христово,

Аминь!

Воспитанник 4-го курса Калужской духовной семинарии Олег Плешаков