«О должном почитании умерших»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

«Какая польза человеку если и весь мир приобретет, а душе своей навредит…».

Вопрос о том, что с нами будет в загробном мире вольно или невольно заставляет задуматься каждого человека. С этим вопросом сталкивается и религиозный человек, и человек равнодушный к религии. Не уйти нам от размышления, что с нами будет после смерти, существует ли загробная жизнь, и в чем она состоит? Мы, верующие, знаем, что будущая жизнь есть, и об этом Господь сказал так: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Когда дыхание прекращается, душа выходит из тела человека и переходит в загробный мир. Здесь душа не может уже изменить своего состояния, как это было при жизни на земле. Вы только представьте себе! Мы уже ничего не сможем в себе изменить в лучшую сторону. Все что стяжали на земле, будет в отчетливой форме представлено перед нами. Душа устремится туда, к чему была при жизни склонна. И образом этого служит учение святых отцов о мытарствах. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Учение о мытарствах, подобно учению о местонахождении рая и ада, встречается как учение общеизвестное и общепринятое на всем пространстве богослужения Православной Церкви. Возвещает и напоминает она его чадам своим, чтоб насеять в сердцах их душеспасительный страх и приготовить их к благополучному переходу из временной жизни в вечную».

После смерти, душа человека проходит через огромное количество испытаний, участниками которых являются бесы. Они не дают ей пройти в рай и обвиняют в грехах, в которых она пребывала. Согласно учению святых отцов, есть множество различных препятствий, мытарств, на каждом из которых рассматривается тот или иной грех. Успешно пройдя их, душа продолжит свой путь к Богу. Описания мытарств в святоотеческих текстах соответствуют модели испытания, которым подвергается душа после смерти, но индивидуальный опыт может значительно различаться. Малозначительные подробности числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду, где подводится итог той невидимой брани, которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Свт. Феофан Затворник высказал интересную мысль: «Не тяготейте к земле. Все тленно — только одно счастье загробное вечно, неизменяемо, верно. И это счастье зависит от того, как проживем мы эту нашу жизнь!» Говоря об усопших, хотелось бы обратить внимание на важность молитвы.

Православная Церковь, как любящая мать, заботиться о своих чадах, установила особые дни молитвенного поминовения усопших. Молитва способна облегчить или даже изменить участь тех, за кого мы молимся. Когда человек ограничивается только одной скорбью, то это не приносит никакой пользы, кроме как печали, уныния и глубоких сердечных ран.

Особую силу имеет церковная молитва, потому что она сильна в единстве многих. Она, подобна маленьким ручейкам сливающимся в могучую реку, восходящую к Престолу Божию, творит великие чудеса. Сам Господь открыл нам эту истину, сказав: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

Искренняя молитва за усопших имеет великую силу. Вот поразительный случай, который описывается в древнем житии свт. Григория Двоеслова. Он молился не за кого-либо, а за самого императора Траяна, одного из жестоких гонителей христиан. Свт. Григорий до глубины души был тронут добрым поступком этого правителя. Однажды, Траян защитил бедную вдову, находившуюся в отчаянном положении. За это доброе дело, святитель Григорий молится за императора, как при жизни, так и по его смерти. Через некоторое время Господь открыл ему, что молитва его принята. Как это понять? Ведь Траян не был крещен и был гонителем христиан. Почему же молитва была услышана? Потому что была вымолена слезами свт. Григория. Вот какова может быть сила молитвы, соединенная с постом. «Хотя это и редкий случай, –  поясняет иеромонах Серафим (Роуз), – но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры».

Помимо молитвы за усопших в храме, христиане в своих домах устраивают поминальные трапезы в кругу родных и знакомых людей. Хорошо, когда родственники и знакомые собираются для утешения родных усопшего. Прискорбно видеть, когда люди совершенно не замечают, что накрывают столы разными яствами и спиртными напитками. Тогда начинается пресыщение, иногда опьянение, суетные разговоры, и не утешается тогда, а скорбит душа усопшего, взирая на этот помин, похожий на языческую тризну. Одно из важнейших назначений поминальной трапезы заключается в проявлении человеческого участия к людям, утратившим близких, а не в пресыщении и пьянстве, что бывает не редко. Задача христианина должна выражаться в том, чтобы поминальная трапеза оставалась в рамках церковного благочестия.

Ценность нашего начинания познается по плодам. Поминальная трапеза принесет пользу усопшему, если мы будем относится к ней с христианской воздержанностью и любовью к покойному.

Не место изобильным яствам и спиртным напиткам за поминальным столом, усопшим и живым это приносит только вред. Лучше всего творить добрые дела и милостыню, потому что они имеют особую силу в деле спасения умерших. Милостыня может быть выражена в подаянии нищему, утешении и помощи скорбящему или больному. Их можно покормить, дать воды или просто поговорить и попросить помолиться об умершем. Вот яркий пример из жизни преп. Афанасии. Она завещала сестрам своей обители устраивать в память ее трапезу беднякам в течение 40 дней после ее смерти, но сестры исполняли это только 10 дней. Такое непослушание их вызвало святую из того мира: явилась она некоторым сестрам и сказала: «Почему вы не исполнили моего завещания? Да будет вам известно: милостыня, творимая за душу, питание бедных и молитвы священников, умилостивляют Бога. Если души грешны, то принимают они от Господа прощение грехов, если же нет, благотворительность за них служит ко спасению самих благотворителей».

Дорогие братья и сестры, когда в минуты молитвенного обращения к Богу, мы встанем перед иконами и будем с любовью изливать перед Господом свои нужды, прошения, благодарения, не забудем тогда вспомнить и об усопших. Придет час, неизбежный час, и мы, грешные, сами будем нуждаться в горячих молитвах наших родных и близких и всех православных христиан.

Аминь!

 

Воспитанник 5-го курса Калужской духовной семинарии Алексея Кочубея