О грехе осуждения

Дорогие отцы и братья, Господь говорит: Вы судите по плоти; Я не сужу никого (Ин. 8:15). Или в другом месте Священного Писания: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк.б:37). Почему именно суд над ближним и осуждение его, Бог прировнял к действию, как над самим собой, а не над ближним?

Потому что человек, производящий суд над другим, ухудшает свое духовное состояние, тем самым противится Богу. Такой человек не пожелает осужденному Царства Небесного, поэтому он уподобляется нечистым силам, которые хотят лишь погибели ему. Яркий пример тому книжники и фарисеи, которые готовы были убить человека за его неисполнения Моисеева Закона.

Осуждающий любит превозносит себя над другими. Он очень требователен к другим, свою же личность не хочет рассматривать с плохой стороны. Свои грехи может вообще не замечать, либо замечать, но без сокрушения о них и, естественно, не исправляться в них. Такому человеку свойственно выносить приговоры людям: подобно так, как это сделал фарисей в евангельской притче: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк.18:11).

По толкованию аввы Дорофея, фарисей был осужден не за перечень своих добродетелей, за которые свойственно благодарить Бога, и не за прочих людей, но за мытаря, душу которого он дерзнул судить1. Душа мытаря каялась перед Богом, а фарисей ее оклеветал, поэтому один вышел оправданным, другой осужденным. От чего же рождается осуждение?

«Оттого, что (человек) дозволил себе малое зазрение ближнего, оттого, что говорит: Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое — то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник? — (от сего самого) ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего» , пишет тот же святой.

Когда переходит в навык осуждение, то для осуждающего оно становится как пища. Основной его целью служит подсмотреть, подслушать, рассказать, хуже оклеветать. И так каждый день пока достаточное количество людей не осудит — не успокоится.

Как можно исправить в себе этот недуг? «Глядя на людские грехи, или слыша о них, говори: это мои грехи, ибо все мы, люди — одно, и молись о том, чтобы Господь избавил от них людей, как молишься об избавлении своем от грехов и страстей» , пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Прежде чем кого — то осудить, вспомним, что сами мы далеки от христианского идеала. И если уж согрешили осуждением, то вспомним пословицу святых отцов: «в чем кого осудишь — в том сам и побудишь». Так же не стоит забывать, что есть у каждого человека наследственные склонности к определенным грехам, с которыми им бывает намного сложней бороться, чем нам. Подтверждением тому служит повествование об одном послушнике, пришедшем к преподобному Серафиму Саров-кому.

послушник спросил у него, кто больше всех в нашем монастыре? Преподобный ответил, что повар больше всех. Тогда тот возмущенно сказал: «Как? Ведь он такой злой? Постоянно кричит на всех»? Тогда отец Серафим сказал ему: «В его роду было много гневливых людей, от которых он наследовал склонность к этой страсти. Так что. если б он не боролся с собой, то неизвестно что было бы с вами».

Если есть люди, присутствие которых наталкивает вас на осуждение, на гнев или на злобу, то, в первую очередь, не стоит вслух воспроизводить свое мнение о них. Чтоб потушить в себе страсть, направленную против ближнего, необходимо при разговоре о них, приводить в их сторону положительное характеристики. Т.К. слова являются не только свидетелями внутреннего состояния, но и воспитателями его, как пишет святитель Иоанн Златоуст.

Так же не стоит забывать, что наши дела и слова могут стать предметом осуждения других людей. Поэтому , зная на личном опыте, тягость осуждения, не будем заражать ею других, тщательно просматривая свое внутреннее и внешнее поведение.

Так давайте, дорогие отцы и братья, прислушаемся к словам апостола Павла, которые гласят: Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14:13). Аминь.

Студент 4ого курса Головин Максим