О грехе гнева

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы и братия небезызвестен нам грех гнева его последствия и способы борьбы с ним. Но помимо греха из этой страсти можно извлечь добродетель, и именно поэтому христианин должен уметь различать греховный гнев и праведный гнев.
Причина греховного гнева есть бунт против всевластия Божьего. Выражается такой бунт в борьбе за свои эгоистические желания. Человек встречаясь с трудностями, не принимает их верно и начинает эгоистично бороться за свои желания, начинает заботиться о себе, во что бы то ни стало. Сердце, не познавшее величия Божия не подчинившееся владычеству Божьему, всегда будет впадать в раздражение и даже в ярость. Всякий раз, когда человек будет сталкиваться с трудностями и препятствиями, он будет раздражаться и гневаться, так как он не видит, что посылает эти трудности и препятствия Бог. Горе неправедного гнева есть бунт против всевластия Божия, мотивацияжелание удовлетворить бунтарскую похоть и результатчеловек бросается на самозащиту любым способом.
И наоборот, корень праведного гнева является сердце, познавшее Бога, ревнующее о Боге и ненавидящее грех. «Все возлюбившие добро, стремиться возненавидеть зло». Корень праведного гнева есть праведность, а  мотивация не личная выгода человека, а явление Славы Божией.
Идеальный пример праведного гнева мы видим в Господе нашем Иисусе Христе: приближалась Пасха Иудейская Иисус пришел в Иерусалим и увидел, что в Храме продавали волов и овец и голубей и сидели меновщики денег и сделав бич из веревок выгнал из Храма всех, так же и овец и волов и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда из дома Отца моего и не делайте дом торговли…». Господь не гневался на то, что торговля идет в конкретном месте, гнев был обращен на губительную страсть к наживе, которая уничтожала и движила торговцами и меновщиками.
Святитель Василий Великий допускал проявление гнева, для того, что бы исправить согрешившего. Такой гнев был направлен не на человека, а на грех, который он совершал.
Так и любой христианин должен обладать праведным гневом, который пламенел бы ревностью за Славу Божию.
Но как говорит апостол Павел: «гневаясь не согрешайте», нужно не только обладать праведным гневом, но и уметь его контролировать его в себе, что бы он ни перерос в греховный гнев. Так же и Василий Великий соглашается с тем, что и праведный гнев может перейти в гнев напрасный, потому что душа, начав с хорошего, может впасть в худое.
Праведный или греховный гнев, если он остается в сердце, сатана может нанести человеку большой ущерб, питая его жалостью к себе, гордостью, самоправедностью, мстительностью, защитой своих прав или иным видом эгоизма. Гнев праведный без должного внимания к нему, может в одно мгновение стать неправедным и завладеть сердцем человека. Поэтому если гнев остается надолго в душе, его следует немедленно присечь и исповедовать.
Отцы и братия, нам как будущим пастырям необходимо уметь не только пользоваться, но и управлять гневом. Ведь вполне возможно, что комуто предстоит использовать гнев при пасторском служении не только в вопросах нравственных, но и догматических. А поэтому призываю всех помнить и понимать слова апостола Павла: «Гневаясь не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем». Аминь.

Воспитанник 2 курса КДС

Товмасян Андрей