“О грехе зависти”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Десятая заповедь декалога гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Как вы уже поняли, речь пойдет о грехе зависти.

С завистью диавола вошла в мир смерть – говорит нам премудрый Соломон (Прем. Соломона 2:24). Что же такое зависть? Зависть – это прежде всего грех, и грех сатанинский, так как началом его лежит гордость. Это страсть, ведь человек страдает от того, что у другого есть, а у него нет. Доходит даже до того, что он готов помышлять о том, чтобы у ближнего пропала радость от приобретенного блага.

Зависть толкнула Авеля на убийство брата, детей Иакова продать своего брата Иосифа в рабство. Царя Саула зависть толкнула на гонения против Давида, и, наконец, зависть фарисеев и книжников толкнула их на убийство Спасителя.

Порой человек может не видеть в себе зависти, считать себя свободным от этой страсти. Но если посмотреть внутрь себя, то можно обнаружить странную печаль, которая возникает, кода мы видим успех у ближнего. Так вот печаль от благополучия ближнего – это тоже зависть.

Зависть в человеческом сердце есть уже с младенческих лет: «У Миши есть айфон, а у меня нет», «Видишь, как Галя хорошо учится, а ты что?». Зависть встречается и на бытовом уровне: Господь кому-то дал таланты, а мне не дал. Жены грызут своих мужей из-за зависти: «Вот у Сидоровых есть, а у нас нет». «Муж Зинке шубу купил, а ты не можешь»…

Не стоит недооценивать зависть. Мы можем увидеть из истории, как зависть целого народа может довести до того, что ему свое родное уже не нравиться, ему нужно как в Европе. В итоге: братоубийственные войны, перевороты, восстания. Пример тому – события в Украине.

Завистью, как и любым грехом, можно управлять человеком. Помните момент из Евангелия, когда иудеи говорили Христу: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда, на что им Господь отвечал: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:33-34).

Простой пример: на зависти держится вся индустрия моды: каждый год выпускаются новые коллекции одежды, и люди покупают все новое, чтобы не быть хуже других. Каждый год выходят новые модели телефонов, хотя, по сути, в них особо ничего не меняется.

 

Притча о зависти

Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один царь захотел выяснить, кто хуже – сребролюбец или завистливый, (т.к. они оба не желают другим добра). С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого, и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что захочет. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти душевредна и зложелательна.

Причины и сущность зависти. Зависть не просто страсть, а одна из самых тяжелых страстей. Потому что зависть не причиняет никакого временного удовольствия, как, например, обжорство или пьянство.

Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Зависть – как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастьем, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливой обидой».

Что зависть делает с человеком:

– Зависть заставляет человека думать, что преградой между ним и Богом или между ним и какими-то благами является другой человек, и что как только этот человек будет устранен, все препятствия исчезнут. На самом же деле все иначе – человек, как правило, не достигает цели по собственной вине, а не по вине другого.

– Зависть ослепляет человека, особенно зависть при желании первенства и власти (например, фарисеи, распявшие Христа).

– Зависть оскверняет человека. В Евангелии от Марка сказано: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого исходит…завистливое око…– это зло оскверняет человека» (Мк. 7:22).

– Зависть разжигает в человеке ненависть и гнев. Крайняя степень зависти даже может довести человека до убийства или до самоубийства.

Как бороться с завистью?

Зависть – это страсть, и если человек думает, что он сам сможет ее победить, то он уже проиграл. Грех можно победить только с помощью Божией.

Приведу несколько советов Святых Отцов:

Совет преподобного Макария: «Не допускать этому Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. Низлагай их самоукорением и смирением».

Совет преподобного Амвросия: «Зависть, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Совет преподобного Никона: «Нужно молиться за тех людей кому завидуешь, так и за тех, кто завидует тебе. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешному!”.

Как мы видим, Святые Отцы советуют нам:

1) Отметать завистливые помыслы сразу, как только они появятся на пороге нашего сердца;

2) Обращаться к Богу с искренней молитвой за тех, кому сами завидуем и за тех, кто завидует нам;

3) Искренне исповедовать завистливые помыслы перед своим духовным отцом;

4) И наконец, иметь во всем смиренномудрие.

И, в конце концов, чему нам завидовать? Господь каждого поставил на то место, где он должен быть. И дал нам те дары, которые мы сможем вынести и послужить обществу.

Отличный пример всем нам святой Пророк Иоанн Креститель. Его подталкивали к тому, чтобы он завидовал Иисусу Христу, но он отверг это искушение, потому что он прекрасно знал, в чем заключается его миссия: «Приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его» (Мк. 1:2). Когда Христос пришел, он выразил это понимание в следующих словах: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).

Мы должны быть как один организм, который работает для одной цели – Царства Небесного. А завидовать, что у одного есть талант, а у тебя нет, это тоже самое, что роптать на Создателя. Ведь вместо того, чтобы завидовать, можно развивать данные нам таланты. Нужно быть реалистами, мы часто переоцениваем себя, свои силы, свои возможности. Ведь за каждый данный нам и не приумноженный талант Господь спросит с нас. И причина его не приумножения, прежде всего, будет в самих нас.

Отцы и братия, прежде всего, мы должны помнить, что все заповеди, включая заповедь о зависти, заключаются в сем повелении: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Будем же молить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он даровал нам свободу и любовь к ближнему, и оградил нас от греха зависти.

Аминь!

 

Воспитанник 2-го курса Калужской духовной семинарии Георгий Тутубалин