“О необходимости молиться”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Необходимость молитвы для человека, в чем она заключается?

Молитва является естественным проявлением духовной жизни человека. Мы часто называем себя и других людей верующими, но как это проявляется? Это проявляется в устремленности к Богу, в чувстве реальности Его присутствия в нашей жизни, в желании соприкоснуться с Источником вечной жизни, Первоначалом нашего бытия.

Человек, сотворенный Богом, был предназначен для того, чтобы, находясь в постоянном  богообщении, стать богоподобным. Жизнь первых людей в раю отличалась возможностью непосредственного общения с Богом, и благодаря этому, человек обладал свойством истинного познания Бога. Бог есть Жизнь Вечная и через общение с Богом и познанием Его человек был причастен вечной жизни и обладал ею.

Враг рода человеческого,  клеветник и завистник, сделал все для того, чтобы оторвать человека от Бога и тем самым погубить его. Помрачение ума и всей природы человека, вызванное грехопадением, приводит к забвению истинного Бога, к смерти духовной и телесной, скотоподобию, а не Богоподобию.

Место Бога теперь занимает грех, страсть. В разных формах и обличиях они становятся тем идолом, которому служат и поклоняются люди.  Это приводит к дальнейшей деградации рода человеческого: «…все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Пред Лицем Божиим человек становится не носителем Образа Божия, а носителем греха…

Все же «искра Божия» сохранилась в душе человеческой. На протяжении всей истории  человечества огонек веры и любви к Богу, находил свои избранные сосуды и не угасал. Из Библии нам известны имена праведников, которые своей устремленностью к Богу и искренней верой снискали особую благодать и милость… Они «ходили» пред Богом и Бог был с ними. Енох, Ной, Авраам, Иов, для них было реальностью постоянное присутствие Бога в их жизни и они выстраивали свою жизнь таким образом, чтобы не оскорбить Его Отеческую любовь к ним. Они стали образцами веры для многих, и Бог избрал их, как носителей и исполнителей своей воли в деле спасения рода человеческого. Нас разделяют с ними тысячи лет, но они остаются живым примером праведной жизни и непрестанной молитвы – предстояния  пред Богом.

Всю значимость молитвы для человека нам открыл воплотившийся Сын Божий Господь наш Иисус Христос! Молитва для Него была приоритетом. Подробно рассматривая евангельское повествование, мы видим с каким постоянством Господь прибегал к молитве. Он часто уходил и уединялся для молитвы. Он молился Отцу за своих учеников. Благодарил и прославлял Его. Укреплял Себя молитвой в канун самых важных событий.

Наконец молитва «Отче наш», дарованная ученикам, несет в себе полноту евангельской проповеди Христа и является образцом молитвы для всех нас.

Молитва, это первый шаг к Богу. Это действенное соработничество человека с Творцом. Своим желанием мы обращаемся к Нему, а Дух Святой наполняет наши сердца, рождающие молитвословия: «…Ибо от избытка сердца глаголют уста» (Мф. 12:34).

Молитва, это неисчерпаемый источник Божественных благ. По мере духовного возрастание христианина, возрастает и укрепляется его молитва.   Чем чище и совершеннее она становится, тем скорее ее услышит Бог и ответит молящемуся Своими благодатными дарами.

Постоянство молитвенного общения с Богом, не взирая  на различные жизненные обстоятельства, будь то печаль и радость, болезнь и здравие, мирские заботы или пребывание на богослужении, становится нашей жертвой Богу: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Правильная молитва –  это сокрушенный вздох души пред Богом. Если же душа даже незаметно для себя в чем-то малом превозносится, ее молитва будет отвергнута.

Вспомним евангельский сюжет о мытаре и фарисее… Какая молитва была услышана? Молитва, исполненная покаяния, осознания своей греховности и беспомощности без Бога. Именно такая молитва способна поставить человека на первую ступень евангельских блаженств: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Понимание своей немощи подвигает нас возлагать все наши упования на Бога. Молитва становится носителем наших прошений и нужд пред Господом. «Просите, и дано будет вам…» (Мф. 7:7). Сам Господь заповедал нам обращаться к Нему с нашими просьбами, тем самым, мы ограждаем себя от еще одного повода для гордости, ведь получив просимое, мы сознаем, что не нашими заслугами, но милостью Божией достигли желаемого. Вместе с тем, Господь не даст нам того, что может нам навредить. Соизмеряя наши хотения с волей Божией, мы избавляемся от своеволия.

С нашим молитвенным навыком исповедания наших нужд пред Господом связано еще одно свойство молитвы – благодарение и хвала, возносимые нами Богу. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Эти слова св. апостола Павла в полной мере адресуются всем нам и их необходимо усвоить умом и сердцем.

Радость духовная, испытываемая человеком от молитвенного общения с Богом, подвигает его к стремлению постоянно пребывать в молитве и неустанно благодарить Бога за все. Слава Богу за все! И за скорби, и за радости, и за неизреченные блага, и за трудности и испытания. Воскресение возможно только после Голгофы, об этом нам свидетельствует духовный опыт Церкви, перенесшей жесточайшие гонения, как в первые века своего существования, так и в недавнем прошлом. Этот опыт применим для каждого из нас. Перенося испытания, трудности и скорби со смирением и благодарением, мы возрастаем духовно, и приобретаем многие дары от Бога. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл такое благодарение за скорби «невидимым подвигом, который открывает нам забытого нами Бога» [1].

Благодарение и хвала Богу в молитве, исполняет душу отрадой и утешением, привлекает благодать Божию. И это, по мнению святых отцов Православной Церкви, является самым таинственным и живительным свойством молитвы. К стяжанию благодати призывал преподобный Серафим Саровский. О необходимости беречь этот дар, как самое драгоценное духовное сокровище, учил преподобный Силуан Афонский.

Умно-сердечная молитва – это наивысшая степень молитвенного делания, она  позволяет человеку приобщиться к нетварному Божественному Свету. К той Божественной энергии, которой были просвещены избранные апостолы на горе Фавор, и через которую им пришло истинное познание Божества Христа.

Это не удел избранных отшельников далекого прошлого, а опыт постоянной молитвенной практики Иисусовой молитвы. «Сыне мой! Даждь ми сердце твое…» (Притч. 23:26). Когда  молитва соединит ум с сердцем, тогда оно примет в себя Бога! Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: “Непрестанно пребудь с именем Господа Иисуса, – да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два сии воедино” [2].

Сегодня, как и тысячу лет назад, духовный мир человека, желающего быть с Богом, испытывает постоянные нападения бесовские. «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26:41), эти слова Спасителя обращены и к нам, как универсальное средство борьбы с врагом.

Хочу призвать вас взять меч духовный – молитву, как огненный меч Херувима, поставленного у врат рая. Соблюдайте свой сад Эдемский в чистоте и не попускайте проникнуть туда греху.  Поражайте врага мечом молитвы, без устали, как добрые воины Христовы.

Страсти греховные, живущие в наших сердцах, как дикие звери, всегда готовы разорить наш духовный мир, но мы имеем средства противостоять им, дарованные нам Спасителем:  «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Пройдем поприще поста для того, чтобы стать ближе к Богу, и соделаться причастниками славы Его Воскресения.

Помоги нам всем Господь и Божия Матерь!

Аминь!

[1] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь. Творения. Т. 4. М., 1997. С. 286.

[2] св. Иоанн Златоуст, Д5 – 365.

 

Воспитанник 2-го курса Калужской духовной семинарии Константин Штанкевич