“О необходимости молитвы”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

В Неделю 4-ю Великого поста Святая Церковь чтит память преподобного отца нашего Иоанна Лествичника. ”Лествичником” его называют потому, что святой написал самую известную книгу из всех других его творений, которая называется “Лествица”.

К сожалению, о жизни преподобного Иоанна известно мало. Будущий святой родился в конце 6-го века в городе Константинополе. Еще в юном возрасте он отправился в Синайскую пустыню. В это время Иоанна взял на воспитание старец Мартирий, позже ставший его духовным наставником.

Через несколько лет Иоанн принял монашеский постриг. После этого он 19 лет продолжал нести послушание у своего духовного отца, старца Мартирия. Когда же наставник отошел ко Господу, Иоанн решил стать отшельником и ушел в пустынное место, под названием Фола. Там святой провел 40 лет, взяв на себя подвиги поста, молитвы, безмолвия и искреннего слезного покаяния. О слезах покаяния преподобный Иоанн в книге “Лествица” пишет так: ”Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние ”. Святой старец старался скрывать свои молитвенные подвиги от людей и часто уединялся в пещере. Но слава о его святой жизни разнеслась очень далеко от мест его святых деланий. К старцу приходили люди самых разных сословий, чтобы услышать от него слова духовного наставления для жизни вечной с Господом нашим Иисусом Христом.

Один Раифский игумен, услышав о святости преподобного старца, попросил его для своей обители написать “истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…”. Святой Иоанн сначала отказывался, но вскоре смиренно приступил к этому деланию. Он назвал свое творение “Лествица”, объяснив что эта лествица состоит из тридцати ступеней, в память о возрасте Господа Иисуса Христа, когда Он вышел на Свое жертвенное служение, и если мы достигнем этих ступеней, то станем праведны и защищены от греховных падений.

По прошествии 40 лет, преподобного Иоанна избрали настоятелем Синайской обители, где через 4 года он мирно отошел ко Господу.

То произведение, которое преподобный Иоанн написал  по просьбе Раифского игумена, то есть “Лествица”, представляет собой как бы путеводитель к духовному совершенству  чад Божиих. В том числе, “Лествица” поучает нас и силе молитвы. ”Молитва, – говорится в книге, для молящегося истинно, есть суд и истязание Господне прежде Страшного Суда”.

Иоанн Лествичник указывает нам три ступени в молитве:

  • первая ступень, когда молящийся может умом гнать от себя чуждые помыслы, находясь в молитве;
  • вторая, когда все помыслы человека направлены на чтение или рассуждение;
  • конечную ступень преподобный Иоанн называет “совершенством молитвы” – это полное погружение души молящегося в это благое делание.

Когда человек достигает этой ступени, то чувствует себя полностью очищенным от греховной нечистоты.

Отцы и братия, каждому из нас не просто нужна, а необходима молитва. Ведь именно через молитву мы ведем разговор со святыми, с Пресвятой Богородицей и с Самим Господом Богом. Подготовка к делу молитвы начинается с оставления всякого злопамятства о каком-либо человеке. Потому что если мы будем творить молитву, но наши помыслы будут направлены на осуждение своего близкого, то такая молитва только навредит нашей душе. Об этом преподобный Иоанн Лествичник говорил: ” Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы ”.

Итак, в деле молитвы заложена возможность стяжания помощи Божией, благодаря чему мы и сможем научиться этому душеспасительному деланию.

О необходимости молитвы говорит святой апостол Павел в послании к Солунянам: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе ” (1Сол. 5:16-18).

Да поможет нам в подвиге молитвы Всемилостивый Господь, через предстательство и молитвы преподобного Иоанна Лествичника и всех святых.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Сергей Дьяков