“О необходимости покаяния”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры!

Как мы знаем из жизнеописания преп.Марии Египетской, она вела распутную, блудную жизнь, но в конце концов она, осознав свою греховность, раскаялась в своих грехах и ушла в пустыню. Сегодня я хотел бы поговорить о такой добродетели как покаяние.

“Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий” – говорил нам преподобный Ефрем Сирин. И, действительно, если подумать о том, что же было бы с нашим миром, с людьми, если бы не было покаяния? Покаяние необходимо даже для того, чтобы в человеке не утратилось человечное, чтобы не утратилась нравственность. Ведь отсюда у нас и происходят убийства, насилия, воровство и т.п. Это все происходит потому, что человек, который не имеет в своем сердце покаянного чувства, не видит своих грехов, настолько пребывает в состоянии окамененного нечувствия, как говорили святые отцы, что ему все это так сроднилось, что ему будет уже сложно отличить черное от белого, добро от зла, грех от добродетели. Понятно, что покаяние нужно чтобы человек был нравственен. Но для нас, как православных христиан, покаяние имеет значение более высокое, чем нравственность.

В первой главе Евангелия от Марка Господь говорит: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. Чтобы покаяться, нужно хорошо понимать что есть покаяние. Покаяние в переводе с греческого звучит как “метанойя”, что означает перемену ума. С отпадением человека от Бога в раю грех вошел в нашу природу. И, казалось бы, что нет уже надежды на прощение, нет возврата к своему Отцу Небесному. Но нет! Оно есть! И средство возвращения на путь к Богу – это покаяние. Ведь для этого и посылал Бог Сына Своего Единородного, “дабы всяк верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. Мы должны помнить, что все в этом мире ничто в сравнении с тем, что Бог “уготовал любящим Его”. Именно к Богу должны быть устремлены все наши силы. Без покаяния, без видения своих грехов это будет невозможно. Господь ждет нашего обращения к Нему как любящий Отец. Ангелы на небесах радуются за одного раскаявшегося человека больше, чем за сто праведников.

Необходимо помнить, что грех отдаляет человека от Создателя. Покаяние – это целое таинство, и если бы оно не было дано роду человеческому Богом, то невозможно было бы наше спасение. Когда мы с вами подходим к аналою, где располагается Крест и Евангелие, и стоит священнослужитель, через которого Господь прощает нам наши грехи, то здесь происходит видимая сторона таинства покаяния: человек говорит свои грехи, исповедуя их перед Богом, священник, накрывая голову кающегося епитрахилью, прочитывает разрешительную молитву. Но так же есть и невидимая сторона: человек, чтобы прийти на исповедь, осознает свой грех, понимая, что совершив его он сбился с правильного пути, он отдалил себя от Бога. Человек искренне переживает грех внутри себя, понимая при этом всю глубину своего падения. Исповедав грехи, человек должен более не возвращаться к ним, изо всех сил своих стараться больше их не допустить. Своими силами человек не может ничего, поэтому необходимо призывать на помощь Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он помог нам преодолевать искушения, и тогда мы восторжествуем над грехом, мы одержим над ним победу.

Покаяние является великой силой, преобразующей внутреннюю жизнь человека. Без покаяния не может быть духовного роста, не может быть переоценки своего духовного состояния, без него нам не видны наши падения. Не может человек возвышаться к Богу не имея при этом раскаяния.

Грех влечет за собой иногда очень большие последствия. Они суть те же наши болезни, которые, если вовремя не вылечить, и запустить их лечение, будут подвергать человека большой духовно смертельной опасности. Порой мы даже и не замечаем, как накапливаются «мелкие грешки», а потом смотрим через какое-то время, а «грешки» превратились уже в страсть. Потом мы начинаем сожалеть (если, конечно, мы видим , что духовно больны) о том, что мы не боролись с тем или иным грехом на первом этапе его зарождения в нашей душе. И страсть побеждать будет намного сложнее. «Если мы болезнуем о умерших, то кто будет столько бесчувственен, чтобы не оплакивать умершей своей души» – говорил преп. Иоанн Постник. Чтобы нам не пришлось оплакивать свою “умершую” душу, нужно видеть свои грехи. Именно это мы просим Великим постом в молитве прп. Ефрема Сирина: Господи, даруй ми зрети моя прегрешения, и при этом не осуждать брата, т.е. ближнего моего. Нужно каждому следить за собой, и не смотреть на согрешения ближних, не осуждать, не смеяться над их прегрешениями. Необходимо увидеть «бревно» в своем глазу, а не указывать на «сучок» своему ближнему.

Да поможет нам в этих благих намерениях Господь, молитвами Пречистой Своей Матери, и всех Святых.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Александр Жидков