«О необходимости поминовения усопших»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры!

Тема смерти в нашем мире затрагивается все реже и реже. Это связано с нашей привязанностью к земной жизни. Современный человек в большей степени, а порой и полностью отдает себя для достижения земных целей. Изначально стоит цель получить хорошее образование, затем устроиться на высокооплачиваемую работу, далее создать семью, родить и воспитать детей, детям помочь воспитать внуков и далее встретить достойную материально обеспеченную старость. И на каждом этапе человек максимально отдается намеченным целям и задачам, в которых, как правило нет места для Бога. В таком жизненном процессе неуместны рассуждения о смерти, так как она может стать барьером в достижении временных благ, которые в свою очередь не приводят человека к Богу, а наоборот, затягивают в пучину постоянного труда ради очередного блага. Священное Писание дает нам замечательный пример, в котором описывается, чем заканчиваются такие стремления. Один богатый человек собрал большой урожай, но не знал куда его убрать. Так как сердце его было прилеплено к земному благу, то решение на ум пришло тоже земное – построить новые амбары для складирования урожая и остаток жизни провести в веселье. Бог сказал ему: «Безумец, в эту ночь твою душу заберут у тебя, и кому достанется то, что ты заготовил?… Так бывает с тем, кто собирает для себя, а не в Бога богатеет». Вот к чему приводит приобретённое богатство не ради прославления Бога – только к смерти, причем не только во временной жизни, но и для жизни вечной. Если душа здесь не познала Бога, то и в вечности общение с Богом для такой души будет чуждым.

Часто люди, не имеющие православного понимания о смерти, на эту тему говорить боятся и не хотят. Эта тема стала неприличной. В некоторых западных городах есть предписание, запрещающее траурным процессиям ездить днем. В католических и протестантских странах умерших хоронят в закрытых гробах — не дай Бог увидеть лицо мертвого человека. Современная культура отличается от христианской неумением умирать. Подходя к порогу смерти человек смотрит не столько за ее грань, сколько оборачивается назад, возвращаясь к воспоминаниям своей молодости.

Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход из одной формы бытия в другую. Для лучшего понимания такого перехода может послужить пример рождения ребенка. Находясь в утробе матери,  он не знает и представить себе не может, что есть солнечный свет, что есть этот мир, который во всей своей красоте лучше чем материнская утроба. Но пока ребенок сам не появится на этот свет и не увидит его, для него само рождение будет означать только одно – смерть. Смерть для того мира, в котором он какое-то время жил, и который он больше никогда не увидит, и в который он никогда не вернется. После перехода в другую форму бытия душа сама не может изменить своего состояния.

Связь духовного мира и материального очень велика. Также велико и значение молитвенного общения. Поэтому душа, находящаяся в месте, лишенном присутствия Божия, нуждается в помощи. Ее оказать можем только мы. Такая помощь выражается в молитве Церкви за умершего, о прощении его грехов и наследовании ему в вечной жизни Царства Небесного.

Вот что пишет о поминовении усопших св. Иоанн Кронштадтский: «Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как Всеведущий, и Сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, — забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви. Такие не знают, что и Церковь на небесах по любви своей постоянно молится за нас Богу, — и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, — равное за равное».

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующего случая. Некий старец Киево-Печерского монастыря Алексий, переоблачив мощи святого Феодосия Черниговского, устав, присел и заснул. Ему было видение, в котором ему явился святой Феодосий, поблагодарив за дело, оказанное ради него, святитель просил старца за Литургией поминать имена его усопших родителей. Через несколько лет, когда святой был канонизирован в монастыре, где он был игуменом, был найден помянник, в котором были записаны имена покойных родителей святого. До видения старцу эти имена были неизвестны. В видении старец обращался к святителю со словами: «Как ты можешь просить меня за Литургий поминать твоих родителей, когда сам стоишь у престола Божий, служишь Ему и оказываешь людям благодать». Святитель отвечал на это: «Да, это так, но молитва за Литургией сильнее моих молитв».

Этот пример лучшим образом подтверждает, что наши молитвы, милостыня и другие добродетели могут по Божьей милости принести благо усопшим, души которых уже не имеют возможности покаяться или приобрести какие-либо добродетели.  Именно через наши добродетели Господь может спасти человека и даровать ему возможность в вечной жизни пребывать в селении с праведниками.

Поэтому, будем, дорогие братья и сестры, находить силы посещать богослужения и в молитвах просить Господа простить согрешения нашим близким.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Евгений Смольянинов