“О необходимости послушания”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

«Блаженное послушание назвали отцы исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Бога», – пишет прп. Иоанн Лествичник. Человечество страдает от многих вещей, им созданных, но одно из главных – это непослушание. Еще первые люди, нарушив запрет Бога, то есть не исполнив послушания, отпали от Него.

«Если бы люди сохранили достоинство и не исказили образа Божия преслушанием, то не были бы наказаны смертью», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Гордость и самолюбие, которые в грехопадении укоренились в естестве человека, сделали его смертным, ведь преслушание, избранное добровольно человеком, стало причиной его смертности, что было противно тому, что заложил в человека при сотворении Бог.

«Не позволяя вкушать с древа “познания добра и зла”, Бог предупреждает Адама о наказании. И это наказание самое страшное, которое только могло постичь человека – лишение его жизни (Быт. 2, 16-17). Потому и возвращение к Богу, восстановление общения и единения с Ним, обретение жизни и бессмертия возможно через восстановление послушания. «Послушание Божьему повелению обыкновенно дарует жизнь, а непослушание – мертвенность и тление», – наставляет прп. Нил Синайский. Послушание заповедано Богом, заповедано как способ, возможность оживотворить мертвенное естество человека жизнью преданности Творцу.

«Мои законы исполняйте, и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш» (Лев. 18,4). Следование за Богом, верность Его заповедям и установлениям облагораживает, оживляет, умиряет  человека. В послушании соблюдается не только вера в Бога, не только послушание, но в этом исповедуется доверие Богу и надежда на Его благой и спасительный Промысл. Ведь любое требование, предложение или заповедь, данные человеку от Бога, имеют своей целью и смыслом только благо для человека во всех его истинных, небесных проявлениях. Потому, когда читаем в Писании, что Бог что-то требует от нас, мы должны понимать, что требует, звучит в контексте того,  что нам потребно для единения с Богом и спасения души. То есть исполнение послушания, исполнение заповедей и благословений Божиих не Богу потребно, а человеку, чтобы не потерять добра и благости в жизни. Потому Спаситель  говорит, посылая учеников на проповедь: «Идите, научите все народы, уча их, соблюдать все, что Я повелел Вам» (Матф. 28, 20).

Послушание заповедям Божиим – есть все, что необходимо для спасения: «Все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7, 19). Но послушание и исполнение заповедей невозможно без веры. Вера – это та двигательная сила, которая рождает в душе человеческой искреннее желание верности Богу, которая и состоит в послушании и исполнении заповедей. Когда у человека появляется живая потребность, необходимость этой жизни в преданности Богу, через веру в сердце рождается праведный посыл к преодолению самости, как основной разрушающей силы и препятствующей общению с Богом, Его благодатью. «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 13. 21).

Самым главным и абсолютным образцом послушания и преданности воле Божией был, есть и будет для нас Господь наш Иисус Христос. Принеся очистительную Жертву за род человеческий, Он исцелил его и от непослушания в числе прочего, тем, что Сам является образчиком этой утерянной человечеством добродетели. То, что оставлено нам в Евангелии как пример истинного послушания, может и должно служить нам основанием подражания Христу, стремясь по Его примеру, быть преданными Богу в послушании. «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ея, да будет воля Твоя» (Матф. 26,42). «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоанн. 4,34). «Не ищу воли Моей, но воли пославшего Мя Отца» (Иоанн. 5,30). Очевидно, что все эти примеры послушания даны нам с вами, и Сам Господь не нуждался в подобном, но, очищая нас от самомнения, гордости и самоволия, избавляя нас от рабства непослушанию, являет нам знание и пример необходимости и спасительности жизни в согласии с волей Божией. Безусловно, что послушание Богу, Его заповедям может быть только добровольным, то есть свободным волеизъявлением человека, ознаменованным в некоей решимости и желании совершать жизнь добродетельную, согласную с Евангелием. Никто не может принудить человека совершить подобный выбор, в противном случае жизнь в послушании не будет иметь того блага, которое в ней могло содержаться. Притом, исполнение послушания именно тогда будет полезным и полноценным, когда оно будет исполнено в точности, без умаления или прибавления чего-либо. Точное и неукоснительное соблюдение заповедей необходимо для правильного воспитания в себе послушания. Все, что происходит в нашей жизни, происходит не просто так, все происходящее в мире, происходит по промыслу Божию о спасении человека. Чтобы наша жизнь была по-настоящему жизнью, а не набором следствий нашей греховности, неправоты и непослушания, необходимо обрести желание подчиниться всегда благой и человеколюбивой воли Бога. Потому Господь говорит нам в Евангелии: «Если любите меня, соблюдете заповеди Мои. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоанн. 14,15,21). В этих словах Евангелия видно, что  любовь к Богу, рождающая послушание, верность и преданность Ему – есть смысл жизни человека, желающего обрести Бога.

Возлюбим спасительное послушание, пойдем путем веры, верности и преданности Богу, дабы исполнить назначенное Творцом!

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Дамиан Чугаев