“О непослушании”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня я бы хотел поговорить о таком грехе как непослушание.

Все мы знаем этот грех, но чтобы раскрыть его сущность, нужно вначале сказать о добродетели против этого греха. Добродетелью против этого греха является послушание. Послушание – это отсечение своей воли и предание ее Богу. Также непослушание – это  своеволие. Человек, руководствующийся своей волей находится в очень опасном духовном положении, не только духовном, но порой и физическом.

Давайте с вами посмотрим, что пишут святые отцы о добродетели послушания. Почти наш современник, свт. Феофан Затворник, говорит по этому поводу следующее: “Всякое послушание принимайте, как непосредственно от самого Бога идущее слово, и  исполняйте его как дело Божие, как перед Богом, со всем усердием и вниманием”.

Как мы и говорили ранее, человек, оставляя свою волю должен предать ее в руки Божии, и уже не самому идти по жизненному пути, а с помощью Господа. В этом и состоит послушание, истинное послушание. Это ведет ко спасению души. Эта одна добродетель может родить много добродетелей. Например, послушание порождает такую важную добродетель как смирение, а смирение порождает кротость, и многие-многие другие добродетели. Казалось бы на первый взгляд, что все очень легко: где начнем стяжать в себе одну добродетель, там появится и другая, а потом еще и еще. Но, нет! Каждая добродетель это очень большой труд в духовном совершенствовании себя и своей души. Это о послушании. Теперь же попробуем разобраться, чем же так пагубно для нас пребывать в непослушании. Исходя из добродетели послушания, мы с вами выявили другие добродетели, которые впоследствии происходят от самого послушания. Следовательно, добродетели рождают добродетели. А что же с грехами? А вот грехи, как раз, порождают страсти. Именно страсти! Ведь если разобраться, то от непослушания выходит гордость, а это мать всех грехов и страстей.

Есть три вида послушания: послушание родителям, послушание духовнику и послушание Богу. С детства нас родители приучают к послушанию. Они за нас несут ответственность, и говорят, что нам следует делать, а чего не следует. Мы обязаны их слушать. Приведу пример: всем в детстве говорили «не суй руки в огонь, иначе будет ожог». И когда мы не хотели слушаться, мы засовывали руки в огонь и обжигались, и плакали. А родители нам говорили: «Мы же тебе говорили: не суй. Сам виноват». Так все познавалось на практике. И сколько “шишек” мы себе набивали в детстве благодаря тому, что не слушали родительский совет, а порой и не только совет, но и наказ. Нарушил – получай, тебя предупреждали. Вот так.

А вот о послушании духовнику и Богу – это уже совсем другое. Тут дело касается самого важного – человеческой души. Ведь послушание Богу вырабатывается через послушание духовному отцу, который ведет тебя ко спасению, который отвечает за тебя перед Богом, раз ты вверил свою душу ему. Ему же, наверняка, лучше знать,  что будет тебе полезно, а что пойдет тебе во вред,  подчас не только духовный, но и физический. «Послушание Божию повелению дарует жизнь, а непослушание – смерть и тление», – говорит нам прп. Нил Синайский. Какие замечательные слова! В этих словах отражена вся суть послушания. Четко и ясно сказано: будешь послушаться – будешь жить, не будешь – смертию умрешь. Но не о физических качествах тут идет речь. Речь идет о духовном. Духовно умрешь, если не будешь пребывать в послушании. Будет духовная пустота.  Божие повеление, о котором пишет преподобный Нил, как раз мы получаем через советы и наказы своих духовных отцов. Именно через них Господь наш Иисус Христос открывает нам Свою благую волю. Еще в раю Господь повелел не вкушать плодов с древа познания добра и зла. И что же сделали наши прародители? Они проявили непослушание. И к чему привел  этот  грех? Мы тленны, мы страстны, мы смертны. Вот к каким последствиям привел грех непослушания. И эта глубокая рана на теле всего человечества по сей день источает “гной”, и делает это в  бесконечном круговороте. Рождаемся, грешим, умираем, истлеваем. И так постоянно.

Нужно стараться не поддаваться козням диавольским и предавать себя в руце Божии, и тогда мы будем потихоньку совершенствоваться в добродетелях и приводить свою душу ко спасению. «Бог пришел не праведных призвать, но грешных к покаянию». Нужно это помнить, и просить Господа, чтобы он молитвами Пречистыя Своея Матери помог нам приобрести добродетель послушания, дабы мы своим своеволием не погубили себя для Царствия Небесного. Необходимо также не забывать о таинствах, которые нам дал сам Господь – исповеди и причастии. Ведь посредством исповеди и причащения Святых Христовых Таин Господь поможет нам преодолевать искушения, встречающиеся нам на жизненном пути, чтобы мы смогли «вся стрелы лукавого, разженныя, угасити», – как говорит ап. Павел.  Будем помнить, что живя в духовной школе у нас тоже есть свои послушания, которые мы должны принимать как волю Божию, как средство для нашего спасения, и с кротостью и без ропота стараться исполнять все то, что нам говорит наше начальство.

 

Аминь!

 

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Игорь Сычев