О пагубном грехе зависти

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Дорогие Отцы и братия и сестры! Нам известно множество примеров и подвигов из жизни святых угодников Божиих. Вся их жизнь является сиянием добра, кротости, смирения и других христианских добродетелей. Но чтобы приобретать добродетели необходимо знать и противоположные добродетелям пороки, обитающие в нас и насаждаемые по действию злых духов. Поэтому мне хотелось бы сказать о темной и мучительной страсти – зависти, ибо она является первоначальным семенем всякого греха и зла [1].

Зависть есть печаль и скорбь сердца о благополучии ближнего [2], но с другой стороны одержимый ею испытывает определенную радость и удовольствие при злополучии ближних. Поэтому, когда мы видим, что другие богаче нас или учеба дается им более успешно, и при этом скорбим об этом душою, то это значит, что сердце наше уязвлено завистью. Она ужасна по своим последствиям и безрассудна на самом деле. Можно привести пример, как прекрасный Ангел света, омрачившись завистью, стал страшным демоном, упрямым, неизменным во зле духом, всегда испытывающем к Богу и человеку ненависть и вражду. Увидев человека в раю, увенчанного честью и славой, он был уязвлен ревностью и стал прельщать наших прародителей. И когда услышал приговор об изгнании их из рая и осуждением на смерть он был обрадован этим результатом. Так пагубна и страшна страсть зависти и как много зла она приносит в мир.

Можно привести множество других примеров из Священного Писания, когда люди обрушивали свою злобу на своих ближних из-за зависти. Но мне хотелось бы привести один рассказ о гибельности этого порока.

Три путешественника нашли сокровище и не знали, как бы его разделить. Но дьявол тут же явился к ним и посеял в них зависть и жадность. Они остановились отдохнуть и подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы ему овладеть всем сокровищем. И вот один отправился в ближайший город купить пищи, а двое оставшиеся на месте согласились его убить, когда он вернется, чтобы разделить его часть между собой. Он же приобретя пищу, отравил  ее ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному. Возвратившись, он немедленно был убит своими спутниками. Так же и они, вкусив принесенной им пищи, оба умерли. А найденное сокровище осталось лежать на дороге [3]. Подобным образом дьявол губит людей, толкая их на преступления.

Зависть лишает человека мира душевного, рождает скорбь сердечную  и здорового делает больным. Тем самым лишает их самого драгоценного блага жизни – здоровья. Она зарождает смуты и неудовольствия между близкими людьми и рассеивает их добрые отношения. И очень часто знакомые люди через зависть делаются недоброжелательными друг к другу. «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16), – говорит святой апостол Иаков.  Поэтому премудрый Соломон дает совет: «не заводить дружбы с завистливым человеком, поставляя себя вдали от стрел зависти» (Притч. 23, 6).

Завистливый сильно мучается, когда его превосходят. Он обнаруживает недовольство своим состоянием. Следовательно, завистливый показывает, что он не благодарен Богу за то, чем Бог его наградил. Таким образом, зависть открывает в человеке еще два порока: ужасную неблагодарность по отношению к Богу и безумную гордость. Пусть каждый  задумается, не скорбит ли и не переживает ли он о благополучии ближнего[4] своего, потому что это может обратится в восстание против Бога[5].

Как же нам избавится от этой мучительной страсти, если она так сильно пленяет человека и дает повод другим страстям соседствовать в человеке? Методы борьбы с нею мы можем увидеть из жизни святых людей, которые стремились гасить действие любой из страстей, в том числе и зависти, еще на первых этапах ее зарождения пока она не дала корни и окончательно не укоренилась. И это они советуют каждому, кто хотел бы  преуспеть в соблюдении заповедей Божиих.

Самое главное, что следует помнить нам, что для искоренения в себе зависти необходимо приобрести и развить в себе искреннюю любовь к ближним. Ибо зависть есть порождение одной злой матери – ненависти к ближним [6]. Как говорит святой апостол Павел: «Искренняя любовь не завидует … не бесчинствует, не ищет своего (1 Кор. 13, 4-6). Так, что если приобретете искреннюю любовь к ближним –  только тогда погасите зависть.

Так же необходимо нам помнить, что все преимущества наши в обществе, все блага мирские – превратны [7]. Следует размышлять, что все блага и совершенства ближних дарованы нам от Бога. Ибо нам известно из повествования, как Священного Писания, так и из обыденной жизни, что люди, употребляя множество усилий для земного благополучия, лишались их в самое короткое время. Поэтому следует постоянно помнить, что перед Богом все равны, нет различия между высшим и низшим, богатым и бедным, а будим стремиться к приобретению благ вечных и истинных, т.к. ни кому не избежать отчета перед высшим Судьей – Богом.

Василий Великий увещевает: «Будем, братия, избегать несносного зла – зависти; она есть заповедь змия – искусителя, изобретение диавола, вражье семя, залог казни Божией, препятствие к богоугождению, лишение Царства Небесного»[8].

Таким образом, дорогие отцы и братия, зная гибельность этой страсти, надо всячески стремиться подавлять в себе возбуждаемые ею недобрые чувства и располагать себя быть довольным малым, памятуя, что Господь Бог подает каждому из нас то, что нужно.

Так будем же, дорогие отцы и братья и сестры, чаще помышлять об этом гибельном пороке, зная, что от него проистекают для нас  смерть, лишение благ и отчуждение от Бога. И будим всеми силами с усердной молитвою к Богу противиться действию зависти в наших сердцах, – и Милосердный Господь наш поможет нам в этом деле.

                                                                                                              Аминь.

 Воспитанник 5ого курса иеродиакон Алексий (Щукин )

 

[1] Архимандрит Кирилл. Ищите прежде Царствия Божия. Проповеди. – М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Лавры. 2002. C. 364.

[2] Червяковский Е.О. В помощь пастырям и в назидание пасомым. Сборник церковных поучений. – М. 1996. С. 15.

[3] Архимандрит Кирилл. Указ. соч. C. 368 – 369.

[4] Энциклопедия проповеди. Практическая гомилетика. Т.3. – С-Пб.: Изд  «Диоптра». 2000. С. 70.

[5] Там же.

[6] Червяковский Е.О. Указ. Соч. С. 16.

[7] Энциклопедия проповеди. Практическая гомилетика. Т.2. – С-Пб.: Изд  «Диоптра». 2000. С. 214.

[8] Дьяченко Г.,прот., магистр Богословия. Духовные посевы. Краткий сборник. Изд.: Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2002. С. 495.