«О пользе видения своих грехов»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры!

Многие православные христиане, часто ходящие в храм, усердно молящиеся, считают себя истинными верующими, а не видят своих грехов, не знают, как каяться. Этому можно и нужно учиться. Что же нужно делать для этого? Нужно быть очень внимательным к себе – к своим словам, мыслям, поступкам, делам. И как только совесть  уличает нас в чем-то недобром, необходимо сразу же с горячей молитвой обратиться ко Господу с мольбой о прощении согрешения.

Грехи наши разлучают нас с Господом. Ведь грех  – это мерзость, беззаконие, кромешная тьма, это рабство, это начало смерти.

Если человек не желает себе гибели и хочет спасения и  обретения вечной жизни, то обличаемый своей совестью, он, припадая к стопам Господа, приносит искреннее покаяние в своих грехах. И тогда, он переходит от тьмы к свету,  он расстается с рабством и становится свободным, с него спадают многочисленные слои грязи и мерзости. Кающийся становится чистым, он возвращается от смерти к жизни, он вырывается из цепких лап сына греха и попадает в объятия Господа.

А для того, чтобы вырваться из греховного плена, мы, припадая на колени, от всего сердца взываем ко Господу словами молитвы Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения».

Но сразу увидеть все  свои согрешения невозможно. Если из яркого солнечного света попасть в темную комнату, то в первое время ничего не будет видно. Затем, станет возможно различать крупные предметы. И, когда глаза совсем привыкнут к темноте, то  можно уже увидеть и более мелкие предметы. А если мы включим свет, то нам удастся разглядеть все вокруг в мельчайших подробностях.

То же самое происходит и с человеком, который решительно меняет свою жизнь и становится очень внимательным ко всем  своим делам, поступкам, словам, помышлениям, ему с Божией помощью дается видение своих грехов. Сначала открываются  крупные грехи, затем более мелкие. Человек начинает чувствовать свою греховность и приносить  Господу искреннее покаяние.

Грех в нашей душе можно сравнить со змеей, лежащей под камнем. Как только мы исповедуем Господу свои грехи,  открываем их – мы освобождаемся от  этих грехов – змея уползает из-под камня.

Если мы принесем истинное покаяние, Господь простит нам все наши грехи. И только одно нам не сможет проститься – если мы умрем без  покаяния. Исаак Сирин говорит: « Соделываемся грешниками не тогда, когда сделаем грех, но когда не возненавидим его и не раскаемся в нем».

Однажды, одному иноку было дано видеть исповедь. Вот к священнику подошел  один человек и начал исповедовать свои грехи. «Кайся, кайся, ты нарушил Закон»,  – говорил ему его Ангел. И инок видел, как изо рта кающегося выползали большие и маленькие змеи, когда он каялся в своих грехах. «Зачем ты называешь такие постыдные грехи, не надо, остановись», – стал нашептывать ему дьявол. И человек замолчал. Инок увидел как  выползшая змея, заползла обратно в человека. Утаив свой грех, человек недостойно причастился. И вышел он из храма весь черный в окружении бесов.

Другой человек так же исповедовал свои грехи. И инок видел, как и из его рта выпадали мерзкие змеи. Но этот человек от всего сердца исповедовал свои грехи, не прислушиваясь к бесовским нашептываниям, и достойно причастившись Святых Даров,  он весь стал огненный и бесы со страхом бежали от него прочь. И рядом с ним был Ангел.

Святитель Феофан Затворник призывает нас: « Начните распознанием своей греховности, пройдите через обличения себя и болезненные чувства раскаяния и окончите решимостью не грешить, закрепив ее обетом перед лицом Господа – быть прочее время исправными и в жизни. Кто пройдет весь ряд этих действий, тому никакого труда не будет на исповеди чистосердечно открыть всю нечистоту свою… Благодать Святого Духа снова вселится в него (человека), и он явится обновленным, как в начале вышел из купели Крещения».

А закончить я хочу словами одного духовного стихотворения:

 

«Опять и опять я всегда оскорбляю

Тебя, мой Спаситель, Тебя распинаю

Грехами моими я каждого дня;

А Ты, милосердный, а Ты, умирая,

Ты все меня любишь, и, тихо склоняя,

Главу на Кресте, Ты прощаешь меня,

И только раскаянья Ты ожидаешь,

И все меня в рай к Себе призываешь…».

 

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Александр Полянский