“О прощении обид”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Читая Евангелие, мы можем встретить такую фразу: “Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его” (Мф. 18:35). Господь наш Иисус Христос неоднократно учит о прощении обид ближним, чтобы и нам были прощены наши грехи: “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6:14-15).

Казалось бы, что прощение других вполне доступное и всегда зависящее только от нашей воли средство ко спасению, и все грешники должны были бы воспользоваться таким средством. Но Господь предвидел, что страстное, самолюбивое и злопамятное сердце человека менее всего способно покориться этой заповеди смирения и кротости, и поэтому находил нужным многократно говорить об этом.

Во время беседы Господа с учениками о том, как надо поступать, когда согрешит перед нами в чем-либо брат наш, святой апостол Петр спросил: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?” Иисус говорил ему: “Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз” (Мф. 18:21-22). То есть сколько бы раз ни согрешил перед нами человек, должно прощать ему всегда. А тем более не должно мстить ему. И в подтверждение этой заповеди Господь рассказал притчу, изображая учение Свое в примере одного немилосердного должника, который по доброй воле государя был прощен и помилован, но за жестокость к собрату своему, который просил прощения долга, снова предан мучению. На примере жестокосердного должника нам легко увидеть, что бывает с теми, которые не прощают ближним прегрешений их, и чтобы мы поняли, что произойдет в подобном случае и с нами, ведь Господь бывает немилостив к нам, если мы сами немилостивы.

Возьмем для примера хотя бы один день из своей жизни и сосчитаем, что сделано и что не сделано вопреки закону Божию, все мысли и намерения, которые только пребывают в нашем уме. И какой же тяжкий долг составится из одного прожитого дня! И насколько же великим составится этот долг в продолжение всей жизни! Кто из нас может думать о себе, что он меньший должник перед правосудием Божиим, чем упомянутый в притче должник перед царем своим? Не имея чем заплатить свой долг, должник падает пред государем и умоляет, чтобы он простил его. Так надо поступать и нам, если желаем очиститься от грехов. Сами по себе мы не способны загладить своих грехов. Только живая вера в Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за грехи наши, может загладить тяжкую вину грехов наших. Только искренне кающимся Отец Небесный прощает все грехи их.

Дорогие отцы и братья! Подводя итоги, я призываю вас всегда помнить, как всемилостивый Господь, зная о нашей греховной природе, прощает нам грехи наши, и по Его примеру должно и нам прощать согрешивших против нас братьев. Как говорил святой апостол Павел в одном из своих посланий: “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12:21). Так давайте же и мы с вами будем стараться следовать этим простым словам, не тая обиду на близких, дабы не быть побежденными злом, но будем прощать их, дабы победить зло добром. И тогда Господь помилует нас не только в жизни земной, но и в жизни вечной. Ибо только милостивые помилованы будут.

Аминь!

 

Воспитанник 3-го курса Калужской духовной семинарии Севастиан Силаков