О развитии духовного образования и богословской науки (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 29, 30)
29. Освященный Архиерейский Собор одобряет разработанную Учебным комитетом Русской Православной Церкви модель духовного образования, представленную в докладе Святейшего Патриарха Кирилла. После подготовки соответствующих документов Учебному комитету надлежит направить их на утверждение Священного Синода вместе с графиком перехода духовных школ на новую образовательную систему. Учебному комитету следует с неослабевающим вниманием контролировать качество духовного образования, включая его воспитательную составляющую. Требования к интеллектуальному, культурному и образовательному уровню клириков непрестанно повышаются. Необходимы принципиальные изменения в подходе к учебному процессу как со стороны учащих, так и со стороны учащихся.
30. Развитие и совершенствование церковной науки — одна из важнейших общецерковных задач. Ключевыми факторами формирования сильной богословской школы, являющейся преемницей всемирно известной в прошлом русской богословской традиции, должны стать создание научной инфраструктуры на базе духовных школ и церковных научных учреждений, а также подготовка высококвалифицированных научных кадров. Развитие научно-богословских исследований внесет важный вклад в решение стратегических задач в сферах духовного образования, церковного управления, пастырства, миссии, социального служения. Вместе с тем качественные прикладные исследования возможны лишь на твердом основании академического богословия, в связи с чем требуется совершенствование общецерковной системы научной коммуникации. Необходимо активизировать деятельность научных журналов и сетевых изданий, научных библиотек и баз данных, важно регулярно проводить общецерковные и региональные богословские конференции и семинары, организовывать научные командировки исследователей, а также участвовать в международных программах по обмену студентами.