«О смирении»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья!

Сегодня я хотел бы поговорить о главной добродетели христианства, о той добродетели, без соблюдения которой, остальные добродетели невозможны. Речь идёт о смирении. Почему именно смирение, по мнению святых отцов, является главной добродетелью?

Православное предание часто называет смирение — «матерью всех добродетелей», а гордость, противопоставляемую смирению, называют «причиной всех грехов». Если мы возьмём книгу Притч, то там о смирении мы найдём следующие строки: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. Лучше  смиряться духом с кротким, нежели разделять добычу с гордым… Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь». То есть человек, будучи при земной жизни смиренным, войдёт в Царство Небесное и будет там прославлен.

Как же нам научиться смирению? Истинное смирение достигается добродетельной жизнью и исполнением заповедей Божьих. Без смирения невозможно послушание, так как без смирения мы это делаем не для Бога, а для человека. Без смирения невозможна молитва, ибо человек должен осознать свои грехи, и снова, без смирения он грехов своих не увидит. Человек в молитве смиренно просит помощи у Бога, когда перестаёт уповать на человеческие силы. Возможно ли любить  Бога без смиренного сердца, ведь всем понятно и известно, что бог слышит только чистые и искренние сердца?

Сам Бог во всём Своём величии является нам образцом смирения. Он, будучи Царём царей и Богом, заботился о наименьшем: о траве в поле, о птицах, парящих в небе, не обходила его любовь и самых худших грешников. Христос, на протяжении всей своей земной жизни, был примером смирения для своих учеников и окружавших его. Стоит вспомнить случай, описываемый в Евангелии от Иоанна. Перед праздником Пасхи, Иисус омыл ноги всем ученикам, в том числе Иуде Искариоту. Иисус знал это, но и Иуда не остался без омытых ног. После этого Иисус говорит следующие слова: «Итак, если Я, Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали тоже, что Я делал вам».

Примеры смирения мы можем найти и в житиях наших святых отцов. В житии преподобного Серафима Саровского описывается следующий случай: после выхода старца из затвора, к нему приступали толпы страждущих за его молитвой и благословением, причём люди были самых разных социальных слоёв, но старец принимал всех с одинаковой любовью и добротой. И вот к нему на приём приехал один генерал с большим числом наград на мундире. Старцу Бог открыл, что награды генерал заслужил нечестным путём. Что же сделал старец? Он поклонился «фальшивому» генералу в ноги. Для чего, спрашивается? Для человекоугодия? Но от старца далее никакой просьбы не поступило. Может из-за того, что так принято? Этим поклоном преподобный Серафим без единого слова победил генерала и себя через смирение. Он поставил себя ниже генерала, что является подлинным божественным  величием смирения: поставить себя наименьшим для наименьших и наинизшим для наинизших с абсолютной уверенностью в том, что это — подражание Самому Богу.

В заключение хочется сказать, что образцом смирения для людей должны быть мы, будущие пастыри. Так давайте же будем претерпевать все лишения и несправедливости в нашей жизни, исполнять добродетели, которые невозможны без кротости и смирения. Будем по образу Божьему смиренны, ибо Он сказал: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Николай Мельников