О смирении

              Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья, не раз мы с вами слышали следующие слова: всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лук.14:11). Так же помним ответ Спасителя спорившим Апостолом, на счет того, кто из них больше, кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою (Мк.10:43). В дальнейшем сами Апостолы засвидетельствовали, что именно смирение соединяет человека с Богом, а не гордость: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6; 1Пет. 5:5). В чем особенность этой добродетели?

В том, что она не стремится к возвышению себя ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Она помогает человеку войти в свое естественное состояние, которое было от самого создания его. Смиренный никогда ничего себе не присвоит, никого не осудит, свое мнение никому не навяжет. Он и свои – то мысли, слова и дела, всегда проверяет, не лживы ли они?

«Кто больше познает Бога, тот более смиряется»- пишет один святой. Без этого основания невозможно человеку спастись, т.е. соединиться с Богом. Человек через познание своей немощи, а именно через смирение в том, что великогрешен перед Богом, приближает себя к Нему. Примером может послужить тот случай, когда ученики Сысоя Великого перед  его смертью спросили: «отче, что ты так печалишься? Ты ведь святой жизни человек. А он им ответил: что вы, что вы, братья, очень сомневаюсь, положил ли я хоть начало для спасения своей души».

В этом примере видно насколько трезво человек понимал свое истинное положение перед Богом. Нибудь этого основания все труды тщетны перед Господом. Смиренный осознает, что без Божественной помощи не может побороть в себе страсти, поэтому он испрашивает помощи у Бога. Другой же человек, стремится сам в себе что – то менять, нисколько не прибегая к Божией помощи. Либо вообще ни к чему не стремится. Поэтому им Бог и не может помочь, т.к. они сами себе избрали такой путь. «Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию»- пишет святитель Иоанн Златоуст.

Как можно воспитать в себе эту добродетель? Во – первых, нужно знать с чем можно смиряться, а с чем нет. И, во – вторых, перед кем можно смиряться, а перед кем нужно и к праведному гневу прибегать. В первом случае человеку необходимо смириться в своем бессилии борьбы со страстями и грехами, но, ни в коем случае, не смиряться с самими страстями и грехами. В первом примере, человек стремиться очиститься от них, а втором – даже не сопротивляется им. Поэтому очень пагубно для человека последнее, мнимое смирение.

Подвигать на смирение могут не только внутренние усилия человека, но и внешние факторы. Ими могут быть люди, погода, учеба, болезни и т.д. Так свойственно смиряться перед начальством, перед старшими людьми, если, конечно, их приказания не идут наперекор Евангельской Истине. Если видишь, что ближнего твоего стремятся склонить ко греху, то необходимо удержать его, воспылав праведным гневом на тех, кто его совращает. Такой        гнев не считается грехом, т.к. направлен против греха, а не против людей.

Человека может смирить жаркая, холодная, либо сильно осадочная погода. Вдруг он намеривался в такой – то день заняться на природе каким – нибудь делом, а погода не дала ему это. Так же и безвыходная ситуация с учебой, которая постоянно требует бдения над ней. Хочется делать одно, а уроки диктуют тебе совсем иное. Сюда же относятся и болезни, которые являются одними из наиболее сильных влиятелей на смирение души и тела человека.

Безропотно неся все вышеперечисленные встречающиеся тяготы, дает твердое основание на дальнейшего построения дома добродетелей, находящегося в душе человека. Для более конкретного примера, как необходимо смиряться, стоит прослушать следующие два примера.

Однажды занимался отчиткой бесноватого человека один игумен и тут бес ему говорит: «скажи, кто на свете всех грешнее и кого любить больше всего надо, тогда я выйду из него», игумен ответил: «самый грешный человек это я, а любить нужно всех людей, и добрых и злых». Тогда нечистый дух вышел из бесноватого и ушел прочь. Другой пример смирения: стала как – то бить молодая женщина, тоже одержимая нечистым духом, монаха – старика по щеке и тот ей подставил другую, тогда бес тут же покинул ее.

Так давайте же, дорогие отцы и братья, не будем беспечны в деле нашего спасения, а всеми усилиями постараемся, для начала заложить, твердое основание – смирение, дабы на нем можно было бы с уверенностью строить другие добродетели. Аминь.

 

 

 

 

 

 



 Настольная книга священнослужителя. Издание московской патриархии, М., 1994. Т. 7. С 176.

 Там же. С 172.