Домой / Проповеди / О суетном упоминании имени Божьего

О суетном упоминании имени Божьего

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья! Читая Священное Писание, а в особенности Ветхий завет ты могли заметить одну,  незначительную с первого взгляда деталь. На протяжении всего повествования отдельное внимание уделяется именам. В начале книги «Бытие», когда Господь создает человека, он сам дает ему имя, а так же дает ему возможность назвать всех животных.  Но при создании Евы из ребра Адама Господь не дает ей имени. Своё имя она получает только после грехопадения. Просматривая Библейскую историю дальше, мы видим, как Господь называет Аврама Авраамом, а Сару Саррой.  Так же мы видим и то, как господь называет Иакова Израилем. Можем увидеть, с каким почтением Израильтяне относятся к имени Божьему.

Из всего вышеперечисленного мы можем заключить, что имя человека это не просто набор букв, но нечто намного большее.  Власть давать имена дарована только родителям ребенка. В древности невозможно было изменить своего имени.  Имя давалось человеку, по какой либо причине. Допустим, имя Моисей значит «взятый из воды». Именно в водах реки его, ребенком,  обнаружила царица. Или дарование Иакову имени Израиль дано в честь его борьбы с Богом. Израиль так и переводиться — богоборец. Не редко видим мы и то, что праведники, ведущие благочестивый образ жизни получают новые имена от Бога. Иногда, родителям ребенка, являлся Ангел и повелевал назвать его определенным именем. Так, например, было с родителями Иоанна Предтечи и с Пресвятой Богородицей. Но если имя человека играет такую большую роль, то, насколько большим является Имя Божье.

В Ветхом Завете видим мы, что третьей заповедью дается запрет на суетное упоминание имени Божьего. Делается это для того, чтобы люди с почтением относились к Богу. Неприемлемо упоминание Господа в играх, шутках и пустых разговорах. «Свято и страшно имя Его!» — говорится в 110 псалме. Святитель Иоанн Златоуст по праву говорит в одном из своих сочинений: «Где заповедь Божия, там, конечно, и искушения, и вражеские козни». Как мы могли видеть из истории христианства, вопрос о почитании Имени Божьего явился причиной сразу двух расколов в православии. Одни верующие считали, что «имя Божье есть Сам Бог». Так появилась еретическая секта имяславцев, осуждённая в 1913 году Святейшим Правительствующим Синодом Русской православной церкви. В противовес этому учению возникла секта имяборцев.  Они отрицали всякое почитание Имени Божьего и так же были осуждены Синодом. держится середины между этими двумя учениями. Мы почитаем имя Божье, но не обожествляем его. Нам следует четко это понимать.

Любое суетное упоминание Божьего имени – хула. Но вот мы уже научены догматам по этому вопросу, вот уже не упоминаем попусту имен Божьих, но всё равно не перестаём хулить Господа. «Когда мы это делаем?» — спросят многие. Мы называем себя христианами, веруя во Христа — нашего Бога и Спасителя. Само слово христианин произошло от имени Христос, поэтому мы все носим на себе имя Божье.  Из этого мы видим что, совершая любой грех, или искушая других своим поведением, мы порочим имя Божье, хулим на Него. Говоря слова «Спаси Господи» не с истинной благодарностью, а лукаво мы нарушаем третью  заповедь. «Христианин есть тот, кто сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя в Святую Троицу» — говорит нам Иоанн Лествичник.

Так будем же, дорогие отцы и братья, всеми своими действиями и помышлениями подражать Господу нашему, Иисусу Христу, и достойно называться христианами, не прогневляя Бога пустым поминанием Его имени.

Аминь

Студент 3-ого курса КДС

Мартынов Артемий