«О Таинстве Покаяния»

Проповедь воспитанника I курса бакалавриата КДС Сергея Дьякова, произнесенная за вечерними молитвами в семинарском храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 19 апреля 2018 г. на тему: «О Таинстве Покаяния».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

В Православной Церкви снова наступили радостные дни Святой и Великой Пасхи Христовой. Сегодня мы поговорим о том, к чему призывал нас период приготовления к этому Празднику праздников и Торжеству из торжеств – Пасхи Господней, Великий пост. А именно речь пойдёт о Покаянии, потому что мы никогда не должны забывать об этом и регулярно каяться нашему Господу и стараться исправить свою жизнь для Царствия Небесного.

В греческом языке слово «покаяние» переводится как «перемена ума» или  «перемена мыслей». Что же значит перемена ума? А это означает то, что человек, придя на Исповедь должен иметь в своём сердце желание больше никогда не совершать тех беззаконий, в которых он покаялся, или хотя бы стараться не совершать хотя бы какие-то прежние грехи.

Первыми словами Господа нашего Иисуса Христа, когда Он начал Своё жертвенное служение народу, были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Сын Божий сразу говорит нам в чём должна заключаться вся наша жизнь, именно в Покаянии, чтобы в жизни вечной быть со Христом в Царстве Божьей.

О том, что же такое Покаяние, пишет преподобный Исаак Сирин, говоря: «Что такое Покаяние? Оставление прежнего и печаль о нём. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью входим в Божью милость; кроме этого входа не обретем милости ». По его словам, Покаяние – это единственный способ для христианина получить милость от Господа.

Без сомнения нужно сказать, что практически все христиане когда либо задавались или постоянно задаются вопросом: «А действительно ли Господь простил нам наши прегрешения на Таинстве Исповеди?». На этот вопрос очень точно ответил святитель Василий Великий. Он сказал: «Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть,  нежели произвольно согрешить перед Господом». Вот каким должно быть истинное покаяние у православного христианина. К сожалению, в наше время Исповедь стала таким неким «барьером» к принятию Святых Христовых Таин, ведь чаще всего мы подходим к священнику и чисто формально называем свои прегрешения. Но мы не задумываемся о том, что примет ли Господь такое покаяние. Преподобный Макарий Великий говорит о трёх добродетелях, с помощью которых совершается дело Покаяния: «Это очищение помыслов, непрестанной молитвой и терпением наших скорбей».

Что же значит очищение помыслов? Это значит, что перед тем, как нам прийти на Исповедь, нужно попросить прощения у ближнего, самому всех простить и отложить всякие мирские дела и заботы. Вот с каким чувством мы должны подходить на исповедь. А самая важная часть Покаяния заключается в том, что на Таинстве незримо присутствует Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому нужно каяться абсолютно во всех грехах, которые сделал кающийся. Бывает такое, что человек на Исповеди называет ни все свои прегрешения, думая что то, чего он не назвал совершенно не имеет значение и на это можно «закрыть глаза». Это очень большое заблуждение, потому что нужно понимать, что Покаяние нужно ни сколько Господу, а сколько нам самим. Ведь если христианин не будет каяться в своих скверных делах, то его душа превратится в ужасное создание, наполненное мерзостями этой суетной и временной жизни.

В первом послании от Иоанна есть такие слова:«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9).

Дорогие отцы и братья! Давайте же будем искренне каяться нашему Спасителю в наших согрешениях для очищения своей души и для наследия Царствия Небесного, аминь. Христос воскресе.