“О вреде пустословия”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы и братья !

 В 12 главе Святого Евангелия от Матфея сказано:  “Говорю же вам, что за всякое праздное слово , какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:  Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”  (Мф. 12:36-37).

Именно из этих строк Святого Писания  мы слышим от Самого Господа Иисуса Христа о силе сказанного слова. Обличая фарисеев в празднословии Господь  собственными устами произнес эту фразу, указывая в их лице  всем будущим поколениям, какой судьбоносный “эффект” может  произвести этот грех . Эффект, имеющий вечность. Вечной жизни или вечной смерти.

И действительно, слово очень сильное оружие, оружие, которым можно как вылечить, исцелить душу, так и погубить ее . Неправильно или неосторожно сказанным словом можно обидеть человека, нередко и  не подозревая того. Что уж говорить, когда из злых уст умышленно извергается всякая брань, хула и неправда, имеющие огромное значение как для самого говорящего, так и для тех, кто его слушает.

Многие люди, не только неверующие, но и воцерковленные, считающие себя благочестивыми христианами, не придают словам особого значения и позволяют себе многие высказывания, выражения,  которые впоследствии будут иметь для них очень губительные последствия.

Нам кажется, что слова наши растворяются в воздухе, а они, наоборот, записываются и сберегаются на час Страшного суда, где встанут перед нами все наши грехи , и нам всем без исключения придется дать за них ответ.

И если каждый представит для себя те самые весы, в чаше которых  в день Страшного суда лягут все  добрые и злые слова, произнесенные нами за всю жизнь, то каждый для себя может представить на сколько тяжела будет та чаша , куда лягут все злые и бранные  слова, которые мы произнесли. А уж слов, произнесенных впустую, которые тоже окажутся в той чаше, их будет и вовсе не счесть.

Человек, пустословя, собственными устами накапливает материал для своего же осуждения. Трудно представить, что  однажды сказанное, наше собственное  слово, которому мы и значения не придали, и уже забыли его, мы “обнаружим”  в час Страшного суда. Как сказал Господь, тебя или оправдает и спасёт слово, произнесенное тобой, или отправит на муки вечные. Задумаемся, сколько в течение дня мы произносим праздных слов? Говоря по телефону часами, или обсуждая какие-то “новости”, дома и с друзьями мы выплескиваем в ту самую чашу, те “литры” или “килограммы”, которые и потянут ее вниз. Может перевесится та чаша словами добрыми, сказанными вовремя и по делу.

Ведь именно устами мы запускаем механизм таких грехов как осуждение, человекоугодие, братоненавидение и многие другие.

Преподобный Ефрем Сирин просит у Господа не дать ему духа празднословия, а уж этот Святой подвижник вряд ли отличался излишней говорливостью. И тем не менее он слезно просил Создателя искоренить в нем дух этой страсти. Ведь избавиться от самого греха гораздо легче чем от духа греха. Так, например, отруби ветви празднословия, сквернословия, словоблудия, но не удали сам корень, и, непременно, на их месте вырастут новые ветви, зачастую куда развесистей и крепче прежних.

БОГ создал Словом мир и все что в нем. Наш прародитель Адам словом дал имена животным. Слово воскрешало мертвых. Словом мы выражаем друг другу чувства, словом создаются семьи, словом мы произносим молитвы, славя Создателя и прося у Него для себя всего, что нам полезно.

Но тем же словом происходят войны, ссорятся родные люди , словом можно довести человека до отчаяния и даже до греха самоубийства. В зависимости от того какое слово мы слышим от ближнего, мы с вами плачем или смеемся, радуемся или скорбим.

“Молчание золото”, –  гласит народная мудрость.  В другой известной мудрости говорится, что “слово не воробей, вылетит не поймаешь”. Эти народные мудрости указывают нам на важность произносимых слов.

По нашим словам судят о нас… В древние времена, старцы монастырей, никогда не брали к себе в ученики монаха, если он не проверен был в молчании.

В первой главе Евангелия, святой Евангелист Иоанн пишет: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога , и Слово было БОГ ! (Ин. 1-1). Не стоит забывать этих священных слов.

Будем же взывать ко Господу  словами молитвы Святого Ефрема: “Господи и Владыко живота моего … дух празднословия не даждь ми”.

Аминь!

Воспитанник 1-го курса Калужской духовной семинарии Георгий Краснов