О жизни и проповеди протоиерея Александра Меня

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, ректор Калужской духовной семинарии дал интервью газете «Труд».

В нем рассказывается об издании 15-томного собрания сочинений протоиерея Александра Меня, которое готовит Издательство Московской Патриархии.

Отца Александра называли просветителем советской интеллигенции, предвосхитившим многие духовные процессы рубежа тысячелетий. Вместе с тем существовала легенда о напряженных отношениях между священником и тогдашним руководством церкви, якобы не одобрявшим чересчур свободного подхода о.Александра к общению пастыря и паствы. Выход собрания сочинений вносит долгожданную ясность в этот и многие другие вопросы, связанные с личностью и деятельностью протоиерея Александра Меня. Рассказать об этом проекте «Труд» попросил председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента.

— Издание формально приурочено к 80-летию со дня рождения и 25-летию со дня гибели протоиерея Александра Меня. Но более важным «поводом» представляется то, в каком духовном состоянии находится наше общество, достигшее драматического перепутья и нуждающееся мудром напутствии.

— Четверть века назад трагически оборвалась жизнь отца Александра Меня. Тайна его гибели не раскрыта до сих пор. Чтобы понять его личность и правильно оценить его творческое наследие, необходимо вспомнить время, в которое он жил.

В ХХ веке наш народ прошел через невиданные испытания — революции, войны, жестокие гонения на Церковь, которые явили миру тысячи новомучеников и исповедников. В основе идеологии Советского Союза был атеизм. Миллионы людей воспитывались на «научной» картине мира, а вся сфера, связанная с религиозными переживаниями и запросами человека, была объявлена «мракобесием».

Отец Александр вырос в верующей семье. И это во многом определило его жизненный выбор. Решение стать священником он принял в юном возрасте. В иерейский сан был рукоположен в 1960 году, в разгар хрущевских гонений. И тридцать лет отдал служению Церкви. Люди, знакомые с отцом Александром отмечали его удивительные качества — открытость, дружелюбие и доброту. Благодаря его трудам много людей приходило к Богу. А ведь Церковь для советского человека была совершенно непонятна. Государственная идеология называла религию «опиумом для народа». И вот к таким советским атеистам 60-80-х годов ХХ века и пошел со своей проповедью отец Александр Мень.

Собрание сочинений, которое готовится к изданию, открывает его самая известная книга «Сын Человеческий». Эту книгу отец Александр Мень написал в достаточно молодом возрасте — в 23 года, а потом в течение многих лет ее дорабатывал.

Если говорить о его служении, то он оставил о себе память как о человеке, который много трудился на «ниве Христовой», свидетельствуя окружавшим его советским современникам о любви Бога к своему творению. Плодом его пастырских трудов является значительное литературное наследие, которое можно собрать в единый корпус и в дальнейшем изучить.

— Кому адресовано издание?

— В первую очередь это люди, которые ищут Бога, а также его духовные чада, которые помнят отца Александра: его проповеди и пастырские советы. В Церкви много людей, кто пришел к Богу через общение с отцом Александром, через чтение его книг, кто сохранил чувство переживания от общения с батюшкой. Именно они выступили с инициативой выпустить полное собрание трудов отца Александра.

— Уже сейчас труды о. Александра можно найти в интернете, где они размещены благодаря фонду его имени. Но новое издание, надо полагать, будет отличаться более тщательной научной и редакторской подготовкой. Планируется ли выведение и его в Сеть?

— Все материалы, подготавливаемые к изданию, являются собственностью названного вами фонда. Фонд и должен принимать решение о доступности нового издания в интернете.

— Отношение к воззрениям о.Александра и при жизни было весьма неоднозначным. Многие деятели церкви до сих пор настроены по отношению к нему достаточно критически. Означает ли издание его трудов с благословения Патриарха окончание дискуссии вокруг его взглядов и убеждений в церковной среде?

— Действительно, отца Александра критиковали за чрезмерное увлечение инославным богословием, за некоторые толкования Священного Писания, которые не были в русле святоотеческой традиции. Его биографы отмечают с одной стороны его широкую эрудицию, любовь к истории, литературе, философии и научному знанию, с другой стороны указывают на недостаточность его богословского образования. В семинарии и духовной академии отец Александр учился заочно. Но Церковь всегда допускала излагать человеку его богословское мнение по какому-либо вопросу. Мнения отца Александра также могут быть изложены и соответственно обсуждаемы православным обществом. Не все одинаково принимают их, но это не означает, что его труды не должно быть издаваемы. Полемика может продолжаться. Издание посвящено памяти отца Александра и выходит в свет не с целью снять дискуссию.

— Когда о. Александр писал свои сочинения, и время, и страна были совсем иными. Некоторые деятели церкви убеждены, что его труды в значительной степени устарели. Что вы могли бы им возразить?

— Действительно, за минувшие 25 лет произошли огромные перемены в жизни общества, а главное в сознании людей. Распался Советский Союз, а с этим канула в Лету атеистическая идеология. Церковь сегодня свободно осуществляет свою миссию — несет Слово Божие, благую весть людям. Открыты, восстановлены и построены тысячи храмов. Наверное, все эти перемены очень обрадовали бы отца Александра. Но в то же время у нашей эпохи — новые вызовы. Они связаны с идеологией потребления, массовой культурой, падением уровня школьного и вузовского образования. Мы видим, что люди, принимают крещение, а потом не ходят на богослужения, не участвуют в Таинствах, остаются в лучшем случае «захожанами». Время от времени возникают протесты против строительства храмов, а их в той же Москве по-прежнему не хватает. Будь жив отец Александр, он бы на все эти события откликался в своих проповедях и выступлениях. Устарели или не устарели его труды — будут решать читатели. Для многих его сочинения стали ступенькой к храму и чтению трудов святых отцов, к углубленному изучению истории Церкви.

— О. Александр обладал обостренным чувством времени, умел говорить с людьми о том, что их более всего волновало в данный момент. Какие темы, на ваш взгляд, он счел бы наиболее острыми сегодня?

— Несомненно, что отец Александр продолжил бы заниматься библеистикой, историей Церкви, философией, но учитывая проблемы жизни современного российского общества, он бы не прошел мимо вопросов демографии и семейной жизни христианина.

«Труд»