“Об оправдании верой по учению Св. Отцов”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

 

Каждый православный христианин в ежедневном утреннем правиле слышит следующие слова:

«Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя».

Читая отрывок этой молитвы, возникает вопрос: “А какое же место занимают вера и дела в нашем спасении?” Слова этой молитвы содержат в себе глубокий смысл и имеют великую значимость для нас, хотя и могут быть неким соблазном для людей. Если понимать его абсолютно буквально, то можно дойти до протестантского учения о том, что одной веры достаточно для спасения. Чтобы правильно понять данное выражение, сначала нужно ответить на вопрос: а что же такое вера в Бога? Святитель Филарет Московский в своём “Пространном Катехизисе” отвечает на этот вопрос следующим образом:

    «Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого».

Возможно, кто-либо из вас скажет, что данное определение веры никаким образом не защищает Православное учение, а наоборот, лишь усугубляет положение. Но в другом месте этот же святитель добавляет, до конца раскрывает смысл высказывания:

«Вера, чтобы ей быть спасительной, требует и жизни по вере. Ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2,26) и, следовательно, не способна довести человека до жизни вечной».

Из этого следует, что бездейственной веры отнюдь недостаточно чтобы в будущей жизни соединиться со Христом. Данное высказывание Святителя не беспочвенно, он ссылается на апостола Иакова, чьё “Соборное послание” является камнем преткновения для лютеран, отвергающих необходимость дел для спасения. Это и отличает Православие от других инославных конфессий.

Понятие веры в наше время весьма относительно. Не так давно я наткнулся в интернете на социальный опрос: празднуют ли люди Пасху, а если да, то почему. Так как опрос проводился в стране, основной религией которой является Православие, и все опрашиваемые относили себя к разряду верующих людей, то, в идеале, никаких нареканий не должно возникнуть.  Однако, реальность оказалась совсем иной. Подавляющее большинство просто не имеет никакого понятия об этом великом празднике, хотя празднуют его регулярно, обосновывая это лишь древней или семейной традицией. Кто-то вообще не мог обосновать причину празднования, сравнивая Пасху с празднованием нового года и утверждая, что на нашей жизни Воскресение Христово никаким образом не отразилось. Как вы все поняли, ситуация весьма плачевная. Ведь если человек не видит никакого смысла в Воскресении Христа, или, что ещё хуже, не признаёт Его, то как такой человек может называть себя православным христианином? На чём он основывает свою веру, если не признаёт истинную основу? Угодна ли такая вера Богу? Сомневаюсь.

На самом деле, истинная вера сама по себе не подразумевает бездействие. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в одном из “Соборных посланий” писал:

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4:16).

Следовательно, от по-настоящему верующего человека требуется любовь ко всем, а значит – полная отдача себя в служении людям. Невозможно любить, если пытаешься нахамить, оскорбить или как-то напакостить человеку. Преподобный авва Исайя писал:

    «Все признают себя верующими, но не имеющие добрых дел извергаются вон».

Но и не стоит ставить необходимость веры на второй план, или говорить себе, что я хороший человек, ничего плохого никому не делаю, а вера у меня в душе, по сути, не понимая, в кого вообще веришь. Чтобы хорошо понять это, давайте вспомним тёмные страницы истории Русской Церкви – годы безбожной власти 20-го века. Годы, когда пытались искоренить веру у народа, годы, когда ни одно поколение росло и воспитывалось в атеистическом духе. Детей учили морали, нравственности, но это всё было без какой-либо духовности. Нельзя сказать, что молодое поколение воспитывалось во грехе, или их учили греху, однако, как можно говорить о спасительности дел милосердия, если люди отвергали существование Бога?

Дело в том, что вера и добрые дела являются неразрывными понятиями: истинная вера не может существовать без дел милосердия, а дела могут быть спасительны только по вере. Великий пустынный подвижник преподобный Ефрем Сирин писал:

«Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». И далее он продолжает: «Вера есть дерево, на коем почивают Божественные дары».

Дорогие отцы и братья, каждый из нас, называя себя христианином, должен понимать, что таковыми мы должны быть не только по званию, но и по делам. Каждый из нас при любой возможности должен стремиться накормить, напоить, одеть своего ближнего, как учит нас Священное Писание. Заканчивая свою проповедь, я хочу привести в примере замечательные слова свт. Иоанна Златоуста:

«Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то, и другое способствовало нам к достижению совершенства»

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Олег Прохоров