«Об унынии»

Проповедь воспитанника подготовительного курса КДС Кабичкина Николая, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 4 марта 2019 года, на тему: «Об унынии».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Как писал Преподобный Антоний, что причиной уныния является недостаточность молитвенности, или же ее полное отсутствие. Ведь когда человек перестает молиться, к нему в голову начинают приходить всякие пагубные и хульные, помыслы, опасные в первую очередь для его души, а некоторые и для его тела. Уныние может напасть на человека не только от недостаточности молитвенности, ведь этой причиной могут быть и земные невзгоды, испытания посылаемые нам Господом для упрочнения нашей веры, а мы зачастую впадаем в уныние при, на самом деле, не очень значительных проблемах или жизненных трудностях.

Хочется привести в пример слова Амвросия оптинского. “Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает”.  “ Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.”  так же он предлагает незамедлительно брать в руки книгу священного писания, и начинать читать. Многие даже и не знают о том, что святое писание, евангелие, является для нашей души кислородом.  Ведь как тело наше тленное, нуждается в физической подпитке, пищи телесной, так и душа наша нуждается в пище, только уже духовной и такой же бессмертной как и наша душа. Евангелие успокаивает душу, слова священного писания дают нам невидимые силы для преодоления различных испытаний и трудностей жизненных.

Так же уныние может настать от рвения непосильного, когда ты хочешь все и везде успеть, понахватать себе кучу дел и обязанностей и не справиться должным образом с ними или вовсе какие-то не сделать.

Как нам известно из свидетельств  Марка Подвижника,  уныние является  крестом духовным, который посылается для очищения прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия, или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся.

Преподобный Паисий Величковский: предлагает занять ум молитвой и поразмышлять о смерти такими словами: “ Приди мысленно ко гробу, посмотри там на четверодневного мертвеца: как он чернеет, пухнет, испускает невыносимое зловоние, червями пожирается, потеряв вид и красоту”. И ведь правда, если задуматься, наша душа бессмертна. Душа, а не тело! Страсти, в принципе все предшествуют всякому греху.  Ведь человек совершает грех только тогда, когда сам себя располагает для него.

Известны нам и слова преподобного отца Серафима Глинского. Он считает, что причиной уныния может стать гордость, а именно не желание с ней бороться, и, более того, считает ее своим достоинством. Для этого нужно постоянно пребывать в состоянии покаяния. Но не нужно думать, что это состояние нужно для тех, кто забыл о своих давних грехах или вновь совершил те, в которых уже каялся, а напротив, чтобы тем самым ощущать свою греховность.

В заключении хочу сказать, уныние это не какое-то странное или необъяснимое явление или неожиданно появившийся грез из ниоткуда, а имеет путь, порой и очень длинный, который можно проследить, если начать каяться. Уныние становится следствием многих грехов. Оно вытекает практически из каждого греха. Уныние то и появляется от того, что душа погрязла в грехах.  Будем же прилагать усилия в молитве и работать над своими мыслями, жизнью, взирая на подвиг и исповедничество святых Аминь.