«Образ христианской любви на примере жизни патриарха Авраама»

lehleha2

Проповедь воспитанника I курса бакалавриата КДС Зуйкова Александра, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 6 ноября 2018 года, на тему: «О пагубном влиянии современной музыки на человека».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Дорогие отцы и братия, Священное Писание говорит нам о том, что Бог высоко ценит людей, которые имеют веру в Него и совершают добрые дела, так что «во всяком народе боящийся Господа и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10,35). Более чем за полторы тысячи лет до Рождества Христова жил один из таких людей, один из величайших праведников, который был назван «другом Божиим» (Иак. 2,23) и «отцом всех верующих» (Рим. 4,11-12) – патриарх Авраам, родоначальник еврейского народа. Он не слышал Евангельской проповеди, в его времена люди ещё не знали и десяти заповедей Ветхого Завета, однако Авраам на деле исполнял закон о любви к Богу и ближнему, чего у нас, современных христиан, очень часто не хватает. Для назидательного примера христианской любви вспомним случай явления Господа Аврааму у Мамрийской дубравы.

Будучи человеком, очень богатым скотом, серебром и золотом, патриарх Авраам благоразумно пользовался своим материальным достатком и проявлял заботу о нуждающихся людях. Так он имел обыкновение сидеть у входа в своё жилище и приглашать под свой кров проходящих странников, чтобы доставить им отдых, утолить их голод и жажду от продолжительных путешествий. По мнению святителя Иоанна Златоуста, Авраам делал это очень часто, поскольку осознавал великую пользу и прибыль, которую доставляют человеку дела милосердия своим ближним. И хотя у Авраама в распоряжении было 318 верных прислужников, хотя он имел хозяйственную жену, однако до глубокой старости он предпочитал сам зазывать в свой дом путников и служить им. И вот однажды в жаркий полдень, когда Авраам по обычаю сидел у входа в свой шатёр, ему под видом трёх странников явился Сам Господь в сопровождении двух Ангелов. Патриарх, увидев перед собой трёх мужей, поспешно встал и побежал навстречу к ним, поклонился им до земли и стал уговаривать не пройти мимо его дома, но остановиться на малое время для отдыха. «Владыка! – говорил Авраам, — если я обрёл благоволение пред очами твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идёте мимо раба вашего» (Быт. 18, 3-5). Когда путники согласились, патриарх поспешил к своей жене Сарре и велел ей сделать хлебы из лучшей муки, потом выбрал из своего стада хорошего телёнка и отдал слуге, чтобы он его приготовил. «И взял масла и молока и телёнка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Быт. 18, 8). Авраам был уже столетним стариком, но из-за сильного желания доставить удобство своим гостям он не решался даже присесть. Нужно особенно отметить то, что Авраам не дознавал того, кем были гостившие у него странники, и в этот раз он до последнего момента почитал своих посетителей простыми людьми. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Если бы патриарх зная принял их с такою благосклонностью, то не сделал бы ничего великого и дивного; но вся заслуга его в том, что, не зная, кто были приходившие, и полагая, что это обыкновенные путники, — он с таким усердием пригласил их в свой дом». Но вскоре Господь открыл Себя и явил Своё всемогущество, когда пообещал через год снова посетить Авраама и даровать ему, в его старости, долгожданного сына от неплодной и престарелой Сарры. Когда гости отправились в путь, Авраам пошёл вместе с ними, чтобы проводить их. Тогда Господь сказал следующие слова: «От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путём Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом всё, что сказал о нём» (Быт. 18, 17-19). Такой великой чести удостоился патриарх за свою праведную жизнь.

Итак, мы видим, что одной из отличительных добродетелей Авраама было гостеприимство. Именно благодаря ему патриарх сподобился, не зная того, принять в свой дом Самого Господа и послужить Ему. Добродетель гостеприимства, наряду с прочими проявлениями любви и заботы о ближних, привлекает к человеку благодать и благословение Божие. По этой причине в Евангелии мы часто встречаем наставления и притчи Спасителя о необходимости милосердия и добрых дел. Такова, например, притча о милосердном самарянине, который увидел лежащего израненного человека, сжалился над ним, перевязал его раны и доставил в гостиницу. «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 37) – говорит Христос всякому человеку, желающему унаследовать жизнь вечную. Вспомним притчу о богаче и несчастном Лазаре, который истаивал от голода на глазах у богатого, но не получил от него даже крохи хлеба. За такое равнодушие и жестокосердие богач после смерти был предан вечным мукам в неугасимом пламени. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36) – учит нас Христос. Действительно, если мы считаем себя христианами и отцом своим называем Бога, то должны учиться благотворить своим ближним. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «Подражая милосердию Всеблагого Бога, старайтесь делать к пользе ближнего всё, что можете делать. Помогайте всякому, кому чем можете и сколько можете. Кому подайте кусок хлеба, кого напоите, кого оденьте, больного посетите, печального утешьте. Молитесь Богу о ближних и о родных своих. Не будьте памятозлобны, благодушно перенося оскорбления и обиды». Как всякое дерево познаётся по плодам, так и настоящий христианин познаётся по своим добрым делам.

Обратим внимание и на то, что Авраам не разбирал приходящих к нему людей по степени их знатности и материального положения, не ожидал от них никакой награды, но равным образом прислуживал всем, делая доброе дело от всей души. Он считал заботу о ближних не тяжестью и убытком для себя, но прибылью, и потому всегда был рад своим гостям. Подобным образом должны поступать и мы. «Когда делаешь обед или ужин, — говорит Христос, — не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14, 12-14). Нам известно, что Спаситель проводил Свою земную жизнь как бедняк и странник, не имея где приклонить главы. Так и апостолы, последовав примеру своего Учителя, не имели никакой собственности и находили приют у верующих людей. Поэтому, оказывая помощь нуждающимся людям, мы вместе с тем делаем добро для Самого Христа. Когда настанет день страшного суда, Господь не забудет и малого милосердия, которое мы в своей жизни оказали для таких людей, но вменит нам это в похвалу и скажет: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Зная всё это, будем по своим силам оказывать милость всякому нуждающемуся в помощи человеку с надеждой на то, что Христос примет наше дело как благоприятную Ему жертву.

В заключении я бы хотел напомнить о том, что распявшие Христа иудеи всегда оправдывали свои пороки и злобу, называя себя при этом истинными чадами Божиими, чадами Авраама. «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8, 44) – отвечал им Спаситель, поскольку «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин. 8, 39). Христос желает, чтобы мы имели веру в Него, и чтобы наша вера приносила соответствующие плоды добрых дел. Постараемся же самою жизнью подражать добродетелям Авраама и прочих святых, станем «любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18), чтобы через это угодить Богу и достигнуть Небесного Царствия.