«Охрана окружающей среды – Творения Божьего как направление церковного служения»
Доклад «Охрана окружающей среды – Творения Божьего как направление церковного служения» протодиакона Сергия Комарова – преподавателя Калужской духовной семинарии, председателя отдела по информационной и издательской деятельности Калужской епархии, члена Общественной палаты Калужской области на III Международном экологическом форуме “Сохранение природных источников и безопасность жизни”.
Боровск, 19 октября 2017
Русская Православная Церковь последние несколько десятилетий активно участвует в дискуссиях и проектах по теме экологии. Существует даже специальный день 14 сентября – День молитвы о Божьем творении, когда Церковь благодарит Бога за все благодеяния, получаемые человеком от своего Творца, а также просит благословение на предстоящий год и последующую жизнь «трудиться во славу Божию».
Православие говорит о том, что христианская проповедь, христианский образ жизни сами по себе – это уже огромный вклад в защиту окружающей среды, реальная альтернатива потребительскому обществу. Ведь Церковь говорит о необходимости самоограничения, о необходимости аскетического отношения к природе, к миру, к себе.
Сейчас очень много трогательных рассказов про то, как люди отказываются от гедонизма в пользу жизни в Церкви, в пользу общественного блага, в пользу защиты природы. И получается интересная вещь. Вроде бы проблема одна, а концепций решения ее много и порой они не согласны друг с другом. Но ведь должна быть одна какая-то общая идея, как общая цель?
«Après nous le déluge»
Мы говорим о том, что причина в человеке, в его неправильном отношении к природе, неразумном расходовании недр, в чрезмерном загрязнение природы своей жизнедеятельностью. Почему это так, ведь человек высшее творение, он владеет и управляет миром, в равной степени с другим животным миром имеет право на все богатства и блага земли. Проблема в том, что биологический процесс самовосстановления природы после человека идет не естественным образом. И здесь проблема действительно в человеке, как совершенном животном существе, да к тому же с разумной душой, свободной волей и богоподобным образом Творца. Он в состоянии влиять на природу или положительно или отрицательно, в зависимости от своей воли. Поэтому решение проблемы по экологии упирается в нравственный образ человека, его воспитание. «Ну что будет от того, что я брошу бумажку или фантик, ну подумаешь, не погасил костер в лесу и выгорел гектар леса – все это капля в море. Химические заводы больше загрязняют воздух», скажут иные. Но вот именно здесь с «фантика» начинается химический завод. В вопросе бумажки простое безразличие, а в химическом заводе уже финансовая выгода. Ведь очистные сооружения стоят дорого, а это потеря прибыли. Прибыли для себя.
Защита окружающей среды может пониматься в различных масштабах, в двух смыслах – персональном и общественном. Когда мы в экспедиции в тундре собирали и уничтожали свой мусор и остатки жизнедеятельности других людей – это персональный опыт. Когда мы об этом говорили в течение длительного времени для широкой аудитории, в средствах массовой информации – это уже общественная работа. Кто-то обвинит нас в бахвальстве и пиаре. Мне кажется – это не самое плохое, чем может человек похвалиться. Тем более, все это делалось на безвозмездной основе вне какого-то гранта или рекламной акции.
Причем здесь Церковь?
Служение Церкви в обществе становится все более сложным, по причине вмешательства сторонних людей в реализацию ее инициатив путем дискредитации отдельных ее наиболее ярких проектов, подразделений или персоналий. И причина таких вмешательств не в стремлении улучшить ситуацию или предложить в процессе личного диалога альтернативное решение обсуждаемого направления, а в сугубо личных, корыстных целях.
Церковь ругают, в том числе и по экологическим моментам, связанным с каким-то строительством, «захватом земель», захватом источников. Вот здесь и хочется призвать к прямому диалогу и обсуждению, а не выкрикиванию из-за спины. Тем более это надо обсуждать не с блогерами, а с людьми, которые по роду деятельности заняты в природоохранной системе – с государственными структурами, с общественными организациями. И это даст возможность, в том числе, уменьшить спекуляции по этим вопросам. Уверен, что в основных острых моментах напряжение удастся снять при первой же встрече. Очень многие вопросы люди знают поверхностно, на основании слухов, сами почти всегда не являются специалистами в обсуждаемой теме.
Правящие круги всех стран и сообществ, безусловно, должны контролировать процесс не только потребления природных ресурсов, но и беспокоиться проблемой общества потребления. Для того, чтобы это понять, не нужно быть природоохранником. Достаточно зайти в любой магазин и посмотреть, что там продается и для чего. 90% вещей, которые там предлагаются в первый же месяц, если не раньше, окажутся на свалке. И это должно быть согласованной, понятной каждому жителю земли позицией. Что нужно сделать, чтобы сохранить планету такой, какой создал ее Бог, и что делать категорически нельзя, чтобы не получить порицание от Бога за «порчу богозданного имущества».
Почему собственно Церковь участвует в экологическом процессе, Святейшим Синодом РПЦ выработана позиция по актуальным вопросам экологии. В Калужской епархии, по благословению митрополита Климента, создана комиссия по экологии, которую возглавляет священник Александр Земцов. Епархия всегда принимает участие в программах посадки деревьев и кустарников. Это проходит как на высоком официальном областном уровне, так и локально, в рамках служения приходов в Калужской области. Священнослужители и преподаватели воскресных школ неустанно говорят о любви к родному краю, природе, учат детей ценить красоту Божьего мира. Христианство видит своим долгом донести до мира, что причина многих бед человечества, в том числе и экологической, в греховном падении человека. Очень многие катастрофы являются следствием погони за наживой, халатностью.
Животное побегало, покушало, оставило следы жизнедеятельности, потомство и слилось с природой в другом биологическом материале. Человек же, кроме своей биологической жизнедеятельности оставляет креативные изменения в природе, которые естественным способом уже не восстановить. Имеются ввиду крупные техногенные катастрофы. Это еще одно доказательство того, что человек не является итогом эволюционной цепочки животных существ и не принадлежит только этому тварному земному миру.
Поэтому, призывая сохранять природу, приумножать богатство и красоту окружающего нас мира, не будем забывать о самом человеке. Он самый слабый, когда рождается в мир, и самый опасный для него (мира), когда вырастает. Без нравственного воспитания человека, без привития элементарного уважения к природе, животному и растительному мирам решать экологические проблемы просто не имеет смысла.
протодиакон Сергий Комаров