Пасха – это призыв Божий к действию

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Сегодня все мироздание наполнено пасхальной радостью о Воскресении Спасителя. Эта радость однажды вошла в мир, и каждый год обновляется в наших сердцах торжественным празднованием Пасхи Господней, чтобы свидетельствовать о нашей причастности жизни вечной.

На заре человеческой истории первый человек утратил источник райского блаженства — единство с Богом. Тот, кому была поручена забота о видимом творении, внес дисгармонию в бытие вещественного мира. Человечество должно было пережить множество бед и страданий, чтобы осознать тщету своего бытия вне Бога и чаять избавления от рабства греху и смерти. Когда же настало время, «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14) — Единородный Сын Божий стал Человеком, соединив в Себе две природы: Божественную и человеческую. Иисус Христос, будучи бессмертным Богом, по Своей воле принял крестные страдания и умер, как человек, восстановив разрушенное Адамом единство с Творцом. Апостол Павел говорит: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).

Спаситель не только открыл человечеству райские двери жизни со своим Создателем, но и призывает к ней каждого человека на протяжении всего его земного жизненного пути.

Иисус Христос, Который Сам пережил годы возрастания, привлекает нас к Себе в детском и отроческом возрасте, когда еще не познавшие греха и разочарований взрослой жизни, мы особенно чисто и трепетно ощущаем радость Пасхи.

В молодости, когда мы полны сил и радуемся жизни, Господь зовет нас за Собой, подавая пример деятельной ревности о славе Божией. Он изгоняет из храма торгующих во образ очищения храма человеческого естества от всего греховного, несовместимого с Божией правдой и самоотверженно отдает всего Себя на служение нуждающимся в Его помощи.

Спаситель призывает нас, и когда мы обретаем мудрость зрелого возраста, открывая Свою превосходящую человеческий разум духовную мудрость в беседах с апостолами, фарисеем Никодимом, самаритянкой. Но увы! мы не всегда слышим Его благой вести о нашем спасении.

И даже достигнув старческой немощи и приближаясь к черте, отделяющей нас от вечности, мы остаемся глухи к призыву Бога, пережившего на Кресте жертвенное истощение духовных, душевных и физических сил. Он продолжает звать нас к Себе до последнего мгновения, пока не закрылись перед нами двери покаяния. Но мы не откликаемся.

Если человек постоянно, неважно по какой причине, откладывает свой ответ на призыв благодати, то и его может постичь участь допотопных людей или строителей вавилонской башни. Они жили, как им казалось, счастливо, в достатке, трудились, устраивая свою жизнь на земле без Бога, но все их труды и чаяния потерпели крах, став для потомков отрицательным уроком.

Самое важное для нас — наша будущность в вечности, которая зависит от нашего ответа на призыв Воскресшего Господа обрести единство с Ним через несокрушимую веру, исполнение евангельских заповедей, причащение Святых Христовых Таин. Воскресший Христос приглашает нас к пасхальной радости богообщения не только на Светлой седмице, но и в течение всего года, ведь каждый воскресный день — это малая Пасха. За каждой Литургией Господь подает нам Себя в Таинстве Евхаристии, и мы можем исполняться благодатными силами для обретения святости.

Постараемся как можно чаще быть причастниками пасхального пира духа и постоянно стремиться к единству с Богом в своей земной жизни, чтобы и по ее завершении быть причастными Его Царству, как поет ныне Церковь: «Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего».