“Патриарх Тихон и русское Православие в США”

Доклад протодиакона Сергия Комарова, преподавателя Калужской духовной семинарии в Горно-Алтайском государственном университете на конференции, посвященной 100-летию возобновления Патриаршества в России.

В 1898 году, когда в Америку прибыл епископ Тихон (Белавин), православное население было распространено уже не только на Аляске, Тихоокеанских островах Америки и на западном ее побережье. Христианство восточного обряда стало заметно больше проявляться на Востоке по причине многочисленных иммигрантов. Скорее всего, именно количественный фактор сыграл главную роль в перенесении архиерейской кафедры в 1905 г. в Нью-Йорк, оставив Аляске исторические корни и преемственность Русского Православия.
Обстоятельства вынуждали епископа Тихона все больше обращать внимание на проповедь не среди автохтонов, а среди приезжих из Нового света. В 1903 году будущий патриарх посвятил викарного епископа на Аляску, а в 1904 году для арабских приходов – другого викарного епископа, с резиденцией в Бруклине (Нью-Йорк). В 1905 году епископ Тихон стал архиепископом. Возможно, дальнейшие его шаги по укреплению Православия в Америке принесли бы еще большие плоды, но в 1907 архиепископ покидает североамериканский континент и до избрания Патриархом Московским служит в разных епархиях Русской Православной Церкви.
С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. За неполные десять лет миссионерского служения святителя Тихона в Америке он повторил подвиг апостолов, созидая из миссионерской епархии Православную Церковь в Америке, паства которой состояла из десятков разных национальностей, коренных народов Аляски, эмигрантов из других стран Европы и Азии, общим числом около полмиллиона человек. Было построено множество храмов, монастырь, семинария, школы, приюты, возведены кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, храм Пресвятой Троицы в Чикаго, храм в Бруклине во имя святителя Николая.
Продолжая традиции святителя Иннокентия и будучи его преемником, епископ Тихон совершал трансконтинентальные миссионерские путешествия из Калифорнии на Аляску и с Западного побережья США на Восточное. Как и его предшественник, святитель Иннокентий ежегодно объезжал свою епархию — Камчатскую, Алеутскую и Курильскую — по морю и по суше, подвергая себя и свою жизнь бесчисленным опасностям и невзгодам, так и святитель Тихон уже в первый год своего архипастырского служения в Америке предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Сначала путь этот проходил на корабле вдоль побережья Тихого океана, затем на байдаре по северным рекам Аляски, вдоль которых располагаются поселения эскимосов. Будучи «всем для всех», он обладал апостольским даром живой Христовой любви. Этот дар и еще искренняя молитва о своей пастве помогли епископу в деле крайне сложного служения в дали от своей Отчизны. Здесь не лишним будет вспомнить отрывок из наставления святителя Иннокентия, митрополита Московского (+1879 г.) Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу, которое в полноте воспринял владыка Тихон: «Первое и действительное приготовление к сему (миссионерскому служению авт.) есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводить благословение на всякое благоначинание и дело, а потому всегда, особенно пред всякою беседою с теми, которых желаем просветить светом истины, обращайся к Богу с теплою молитвою».
В патриархе Тихоне мы видим преемственность и развитие служения русских миссионеров на Американском континенте, начиная с валаамских иноков на Алеутских островах и Аляске, и среди них – первого православного святого Америки – преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия, митрополита Московского, Апостола Америки и Просветителя Восточной Сибири, многих других известных и прославленных, или еще не известных и не прославленных русских миссионеров — епископов, священников, монахов и мирян, которые несли свет Православия народам Северной Америки.
Почему мы так тщательно изучаем именно Православие на Аляске? Только там сохранилось понятие русского Православия. Православная Церковь в Америке, она по своему характеру имеет добрые отношения с РПЦ, корнями восходит к ней, но уже далеко не является Русской по сути. Русское Православие сохранили местные народы Аляски не только своей религиозностью, но и культурным образом жизни.
Конкретный пример – наличие лампадки в доме. Да они американцы, у них все по лекалу американского быта провинции, но на стене «по-русски» в красном углу висят иконы, рядом фотографии родственников. Когда мы заговорили о миссионерах, мне достали книгу «Записки священника Иакова Нецветова», переведенная на английский язык. Зачем им американцем это? Письма на 300 страниц русского миссионера? Американцы чтут Германа Аляскинского, как святого просветителя, а алеуты чтут его как своего прародителя! Они хотят жить и сохранять русские традиции религиозного быта.
Население. 10 % православных и все они в далеких поселениях, скажем в резервации. Но Аляска на 75 процентов состоит из белого населения, а не из автохтонов. Все они в крупных городах, поэтому там и множество протестантских и евангелических церквей. Возможно, для сохранения русского православия не стоило переносить центр миссии в Сан-Франциско, и тем более в Нью-Йорк. В то время очень быстро менялась политическая ситуация в мире, миграционные потоки не оставляли время на принятия долгосрочных стратегий развития, да и вообще возрастающие внешние вызовы вынуждали принимать церковные власти ситуационные решения.
Что касается литературы о деятельности святителя Тихона на Аляске. Не хочется никого обижать, но среди опубликованных статей, редко попадаются научные труды, подтвержденные не только личной симпатией к святому Патриарху, но элементарными архивными данными, или хотя бы соображениями прикладной эрудиции. Один священник в статье про святителя Тихона пишет, что его встречали рыбой, икрой и подарками. Икру там вообще считают за мусор, требуху. А в сезон, когда есть навигация, застать семейства в домах очень проблематично. То есть авторы, которые составляют свои рассказы (по-другому назвать это нельзя) по книгам других авторов, совершенно не подвергая критике или хотя бы проверке подлинность прочитанного, переводят себя из среды исследователей в ряды публицистов и сказочников.
Святитель Тихон многое сделал для развития монастырей и духовного просвещения в Америке, большую надежду возлагал на переводы богослужения на английский язык. Епископ Тихон верил, что совершенствование школьного образования и религиозного просвещения поможет преодолеть не только экономические сложности, но и противостоять экспансии протестантских и католических миссий на Аляске. Не случайно, Православная Церковь в Америке прославляет святителя Тихона как «Просветителя Северной Америки».

13 октября 2017 г.