Писатель Дмитрий Володихин о фильме “Викинг”

Статья историка и писателя Дмитрия Володихина.

В нашей кинокритике и публицистике, посвященной кинематографу, особенно сетевой, столь часто за горой мелочей не видят того главного, что есть доброго или худого в очередном фильме. Сути не видят. За деревьями леса не видят.

Вот эта рюшечка не туда пришита – это не история! Хорошо высказались о том парне тысячелетней давности, которого я не люблю, – это не нравственность, а сплошная безнравственность! А вот тут грязновато, одежда дерюжная, – этого не красота, и, значит, этого не могло быть в нашей стране, у нас все всегда было красиво! И, наоборот: что-то больно благородным вышел такой-то, а в грязной Рашке этого быть не могло, — у нас все всегда было безобразно!

Лютая полемика разверзлась вслед за тем, как в большой прокат вышел фильм «Викинг».

Казалось бы, что ж худого: не научилась Россия мыслить строем, спорим – значит мыслим! Но… дискуссия в подавляющем большинстве случаев распадается на эти самые рюшечки, грязниночки, красотиночки, коих быть ни в коем случае не могло. А суть фильма стоит рядышком, скромным, малозаметным слоником, и мало кто глядит в ту сторону. Как видно, связки от надрывных криков так распухли, что начали выполнять роль век, закрывающих глаза… снизу.

Между тем, история о князе Владимире Святом и Крещении Руси, рассказанная в «Викинге», требует внимания не к рюшечкам, а к сути.

Конечно-конечно, тут есть о чем спорить часами-днями-неделями. За этим фильмом я вижу, как профессиональный историк, «перебор версий»: так сказано о Древней Руси X века в хорошо известных источниках, вот так — в малоизвестных, вот эдак, теоретически, могло быть, а могло и не быть (недостает информации, так что между строк летописи можно вписать десяток разных версий, и все они будут ограниченно правдоподобны), а вот разэдак точно быть не могло, но это простительная игра сценариста с историческим материалом ради связности и динамичности сюжета; вот здесь в науке идет дискуссия, которую аккуратно обошли, а вот тут – просто допущена лажа. Да, лажа есть, хотя ее не столь уж много. Ну не всегда прислушивается продюсер к специалисту-консультанту! И режиссер – тоже далеко не всегда прислушивается. Поэтому… как бы получше выразиться? Не надо говорить мне, мол, жен у Владимира было до Анны гораздо больше, а вовсе не одна, не на том мосту погиб князь Олег, кольчуги у них не той системы и т.п. Поверьте, я знаю, и я не дуюсь на кинематографистов за сии ляпы (или просто за сознательно допущенные вольности): они создавали не монографию, не учебник, а художественный фильм. Точность быта и правда исторического факта для художественного повествования были, есть и будут не на первом месте, «это нормально», как говаривал один киногерой… Такожде не стоит рассказывать мне, сколь ярки образы главных героев, сколь красиво и по-железячному достоверно сделана боёвка, а съемки в Крыму и анимационный Херсонес — вообще восторг… Поверьте, я и сам могу наставить фильму вдоволь плюсиков. Да, есть несколько красивых героев. Да, очень хороши съемки в Судаке. Да, отлично смотрится реконструкция Херсонеса-Корсуня X века – города, от которого ныне остались одни развалины. Да, фильм вовсе не создает впечатление бесконечной унылой серости, крепко испортившей сериал «София», фильм красочен. В общем, плюсиков было бы не меньше, чем минусиков…

Но.

Сколько-нибудь долго и серьезно не стоит говорить об этих самых плюсиках и минусиках. Не стоит их подсчитывать, подбивать баланс удач и неудач постановщиков. Нет. Нет.

Я не желаю мельчить.

Фильм в целом, именно в целом, представляет собой очень большую удачу русского кино. Со всеми недостатками — а их хватает! — это все равно очень большая удача.

Главный герой, князь Владимир Святославич, шествует по жизни, набирая тяжелые грехи. Полез вместе с викингской ватагой брать Полоцк, хватанул вместе с варягами настойки мухоморов для боевой ярости, убил родителей будущей своей жены, а ее изнасиловал. А потом убил своего брата. Допустил человеческие жертвоприношения, и во время одного из них погиб храбрейший воин-христианин, не пожелавший отдавать дитя на заклание лукавым языческим жрецам… Скверно? Да уж куда сквернее. Надо ли об этом говорить, рассказывая судьбу великого правителя и крестителя Руси? Может, подмаслить? Подзолотить? Сгладить углы?

Нет, не надо. И хорошо, что кинематографисты передали всю темень души Владимира, накапливавшуюся у сердца годами. Дело здесь не только в том, что грехи его не из воздуха взяты, а из летописи, и в их перечислении нет никакого «перебора». Дело в другом: да, такой была Русь. Да, такими были ее правители. Безобразно и… больше сваливаться в этот колодец не хочется.

Создатели «Викинга» умно и тонко выводят зрителя с этих черных холодных глубин.

Центральная сцена — исповедь великого князя киевского Владимира священнику Анастасу Корсунянину. Тут заключена смысловая кульминация картины. В этой сцене языческая тьма клочьями слезает с Владимира, он сам сдирает ее с болью, с кровью душевной, и становится… не только христианином, но и просто нравственно чистым человеком. Этот переворот в душе  — самое важное и самое правильное, что случилось… нет, не с одним киевским правителем, а со всей страной моей и со всем народом моим за всю историю существования русских. И вот это самое важное показано в фильме так, как надо.

Языческая тьма страшна тем, что она, обещая и даже давая, порой, большую силу отдавшемуся ей человеку, выращивает в нем внутреннего зверя — хищного, злого, беспощадного. И зверь этот выгрызает изнутри человеческую сущность, дарованную нам изначально. Вот он уже царит, а человека не осталось, — одни лишь инстинкты и желания зверя. Христианство — благой истинный путь, уводящий человека от зверя, губящий зверя. Так оно в фильме и рассказано. Князь Владимир от зверя ушел, Русь от зверя ушла, и очень хорошо!

Чего ж еще надо? Сливочно-помадной сладости? Эпоха не та. Терпимости к язычникам? Не считаю это правильным. Не везде нужен компромисс, худой мир, ласкания словесные, время от времени надо давать бой, ибо не мир, но меч принес Он нам. Позволительно ли этот меч духовный откладывать в сторонку, да и забывать его там, прикрыв рогожкой, ради тихости текущего момента? Да упаси Господь!

Так что… те, кто крещен, те, кто еще колеблется, те, кто просто любит свою страну, желает ей добра и уважает ее историческую судьбу, — идите и смотрите!
Это наш фильм.

 

Доктор исторических наук, Д.М. Володихин

 

Источник