Почему Бог допускает войны

В эти дни мы празднуем победу над смертью, которую даровал нам воплотившийся Господь Иисус Христос. Но если смерть поглощена этой победой (см. 1 Кор. 15, 54), то почему человек умирает? Почему продолжаются войны, в которых люди беспощадно уничтожают друг друга?

Бог чужд греха, потому смерть не могла удержать Его (см. Деян. 2, 24). Но победив смерть, Христос не уничтожил ее. Смерть вошла в мир грехопадением Адама вопреки воле и замыслу Творца. Сделанный первым человеком нравственный выбор – добровольное следование злу, по сей день разрушительно действует во вселенной. В нем источник всех общественных нестроений, захватнических войн, страданий невинных и других несправедливостей. По выражению святителя Василия Великого, среди людей не было бы ни разделений, ни раздоров, ни войн, если бы грех не рассек человеческое естество.

Первым на тропу войны встал Каин. Он совершил убийство не под влиянием порыва, а хорошо продумав его. Каин увел своего брата подальше от родительского дома, в поле, и там напал на него (Быт 4, 8). Бог предупреждал Каина (см. Быт 4, 6—7), но оставил ему свободу выбора между замышляемым злом и отказом от него. Господь не хотел смерти Авеля, как не хочет других убийств, войн, насилия, вообще какого бы то ни было зла. Но вошедшее через преступление человека зло будет существовать в этом мире, пока в нем есть те, кто, подобно Адаму и Каину, поступают против воли Божией, пока есть хотя бы одно человеческое сердце, зараженное духом противления добру. Вот почему и после Воскресения Иисуса Христа в этом мире присутствует зло. Одним из его уродливых проявлений является война.

На днях мы будем праздновать победу нашего народа, одержанную в самой кровавой войне ХХ столетия. Во всех храмах будут вознесены сугубые молитвы о почивших защитниках Отечества: и тех, кто отдал свою жизнь в бою, и тех, кто скончался позже. Их ратный подвиг – это жертва своей жизнью ради любви к ближним (см. Ин. 15, 13), и Церковь молится об упокоении их в селениях с праведными.

Но помимо защитников, движимых любовью к Отечеству и своему народу, в войне всегда задействованы и другие силы, подобно Каину, стремящиеся к человекоубийству. Какими бы целями они ни руководствовались, каким бы образом ни действовали (непосредственно или с помощью политических технологий), — в любом случае, сражаясь с людьми, они враждуют с Богом, нарушая Его заповеди о любви.

Часто зло воспринимается человеческим сознанием субъективно, в соответствии с имеющейся у каждого человека шкалой ценностей. То, что один человек считает добром, для другого таковым не является. Например, герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников пришел к выводу, что убийство старухи процентщицы является благим делом.

Только Бог — единое всецелое Благо – может объективно дать нравственную оценку, отделить добро от зла. Спаситель для того и проповедовал Евангелие, чтобы передать человечеству этот камертон добра. «Свет пришел в мир, — написал о Нем евангелист Иоанн Богослов, — но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19).

Если Бог уничтожит все, что вызывает войны, все зло в мире, тогда исчезнет и человечество, подобно допотопной цивилизации. После всемирного потопа осталась в живых лишь одна семья праведника Ноя, но впоследствии и через их потомков зло снова распространилось по лицу земли. Бог не хочет войн, бед и других зол, Он любит человека и хочет, чтобы человек добровольно стал на сторону добра, помогая ему победить зло в своем сердце.

Господь ожидает исправления даже самого грешного человека. Спаситель неоднократно передает эту мысль в Своих притчах. Так, говоря о пшенице и плевелах, Он поясняет: когда ангелы просят разрешить им уничтожить тех, кто сеет соблазны и делают беззакония, то Бог запрещает им: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Мф. 13, 29).

В отличие от ангелов, однажды совершивших свой нравственный выбор, в человеке постоянно идет внутренняя борьба, и Господь до последнего его вздоха ждет, что выберет человек – добро или зло, станет на сторону Бога или диавола. Для этого выбора, по словам игумена Никона (Воробьева), и дается человеку жизнь. Постараемся же быть в числе тех, кто неустанно борется со злом внутри себя, призывая на помощь всесильного Бога, Победителя ада и смерти, и воскресший Христос дарует нам победу над грехом и смертью.