Подвиг покаяния на примере жизни прп. Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе, отцы, братья и сёстры!

Память прп. Марии Египетской отмечается несколько раз в году, на пятой неделе Великого Поста, и в день её смерти, 14 апреля. Обе эти даты в этом году, совпали на одной седмице.  Мало того, служба Стояния преподобной Марии Египетской, в этом году выпала на день ее смерти.

Мария  родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Она семнадцать лет жила развратной жизнью. Мария, с группой паломников, отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Она присоединилась к ним, не с благочестивыми помыслами, а чтобы  предаваться разврату. В Иерусалиме Мария намеревалась войти в храм Гроба Господня, но неведомая сила удержала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария вновь обратилась с молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: “Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой”.

Послушав этот голос, Мария приняла Причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянии.

Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима, который рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме, пока не было записано в VII веке свт. Софронием Иерусалимским.

Чему нас учит подвиг Марии Египетской? В наше время он кажется фантастикой. Мы не можем обойтись без одежд, без дома, и с несколькими буханками хлеба отправиться в пустыню. Так что же мы можем из ее жизни взять, чтобы нам приблизиться ко Христу? Какая добродетель заставила преподобную полностью изменить свою жизнь  в каждом пункте? Она погубила душу свою ради истины Евангелия, услышав призыв Господа.

Не похожа ли часто отдаленно и наша жизнь, на историю Марии Египетской? Ведь мы, за редким исключением, начинаем свой пусть с греxа. И только позже, когда наши поступки терзают совесть, обращаемся к Богу, стремимся узнать, чему же учил Xристос. История Марии Египетской, не первая в таком роде. Из Евангелия мы помним о безымянной грешнице (блуднице), омывшей ноги Христа миром в доме Симона фарисея. «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром».  (Лк. 7:37-38). Так же стоит вспомнить пример одного из отцов христианской церкви, блаженного Августина. С 17-ти лет, на протяжении тринадцати лет, Августин сожительствовал с молодой женщиной, на которой он никогда не женился, так как она принадлежала к более низкому социальному классу. Именно в этот период Августин произнес своё изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!». Мы видим, что будущий святой уже осознал свои грехи, но не хотел на тот момент их исправить через покаяние.

Позже, Блаженный пришел к вере, после прочтения посланий апостола Павла.

Так, оказывается можно стать святым каждому из нас, имея за собой тяжкие грехи! Оказывается благодать Господа, может изменить самого закоренелого злодея, и не на одном человеке нельзя ставить клеймо грешника! Именно поэтому, мы и не в праве никого судить!

Мария Египетская, блаженный Августин, блудница, отершая волосами ноги Господа, упомянутый апостол Павел, бывший гонитель христиан, каждого из ниx преобразила встреча с Господом. Свет благодати озарил их души, и они увидели себя оскверненными грехом. Эти люди захотели измениться, они осознали свою нищету духовную и стали плачущими. Они стали другими людьми, покаявшись в грехах.

Под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу. Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей».

Иоанн Креститель звал людей в пустыню потому, что он призывал к покаянию, и для этого ему было важно вырвать людей из круга повседневной жизни. Для покаяния важно, чтобы человек отвлекся от своего быта и посмотрел на себя и свою жизнь как бы со стороны. Чтобы вырваться из плена суеты Марии Египетской пришлось уйти в пустыню. Господь говорит: «Я пришёл призвать… грешников к покаянию» (Мф. 9,13).

Покаяние занимает колоссальное место в истории Церкви и в делах учеников Христа. Вся двухтысячелетняя история Церкви и её святых, история монашества — это история покаяния.

У нас у всех общая болезнь, именуемая грехом. И лекарств у нас лишь несколько, это покаяние, приобщение Xристовыx Тайн. Благодаря этим лекарствам самые закоренелые грешники попадают в рай. Разбойник в последние минуты жизни покаялся, и первым вошел в Царствие Божие. Настолько сильна сила покаяния! Настолько может измениться каждый из нас, как изменилась прп. Мария Египетская и прочие грешники, достигшие святости.

Так давайте же и мы будем помнить, что путь у нас к Богу лишь один, через покаяние. И не будем говорить, «Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас!». Ведь не знаем, когда умрем! Будем помнить, что по великой милости Бога к падшему человеку, через покаяние согрешившего, Христос возвращает кающемуся духовное девство.

Аминь!

 

Воспитанник 5-го курса Калужской духовной семинарии Вадим Островский