Понятие «духовно-нравственное воспитание» с историко-педагогической точки зрения
В статье “Понятие «духовно-нравственное воспитание» с историко-педагогической точки зрения” преподаватель КДС протоиерей Георгий Кривенко рассматривает понятие «духовно-нравственное воспитание» с точки зрения истории педагогики как научного направления. Здесь рассматривается вопрос появления понятия «духовно-нравственное воспитание», возникшего в педагогике лишь XX столетии, анализируется сам термин и предшествующая ему педагогическая терминология XIX в. и рассматривается эволюция этого термина в педагогической науке.
Человечество занимается воспитанием детей практически со времен своего начального существования. Воспитание – это средство, с помощью которого человеческое общество сохраняет и продолжает свой род телесно и духовно. Так, Я.А. Коменский считал, что земная жизнь является только подготовкой к вечной жизни, и стремился воспитать верующего христианина, но его идеалом являлся человек, способный знать, действовать и говорить. Поэтому он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.
Анализ исторической, научной и специальной литературы показал, что понятия духовно-нравственного воспитания до XX в. не существовало.
Лишь к концу XIX в. появляется терминология, близкая по смыслу. Используются такие термины, как «нравственное воспитание», «нравственный элемент в воспитании», «духовно-нравственное воспитание», «воспитание духовное».
Духовно-нравственное понятие дается в частных категориях, таких как: литература духовно-нравственного содержания, духовно-нравственное состояние общества, коллектива, духовно-нравственные науки. Это обусловлено тем, что понятия «духовность», «духовный элемент» в воспитании в указанное время носили православный, религиозный характер. «Духовное воспитание» подразумевалось под термином «нравственное воспитание» как само собой разумеющееся.
Исследуя сущность духовно-нравственного воспитания, обратимся к дореволюционной педагогической литературе.
Воспитывать, по определению «Живого Словаря великорусского языка Даля (1853-1883 гг.) под редакцией проф. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ, означает «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно».
Таким образом, рассматривая воспитание с точки зрения характера нравственности, его определяли как целенаправленное воздействие представителей старших поколений своим примером на младшее, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как базу дальнейшей жизни во взрослом возрасте.
Важнейшим результатом этого являлась готовность и способность человека к самосовершенствованию, что подразумевало именно воспитание духовно-нравственное.
М. Олесницкий полагал конечную цель духовно-нравственного воспитания не в каком-либо полезном занятии или достижении важной должности, все это второстепенно, а в самом воспитаннике, который может исполнить свое человеческое призвание ‑ войти в Царство Божие только усилиями воли. Он настаивал на чрезмерном внимании к индивидуальным особенностям ребенка ‑ психическим, половым, возрастным, постоянно подчеркивал, что «дитя есть свободное существо», которое только добровольно формирует свой характер. Следовательно, педагог, прежде всего, должен заботиться о том, чтобы «внутренне затронуть дух воспитанника» и дать ему «высший стимул» к нравственному росту.
Обращаясь к изучению сущности духовно-нравственного воспитания, представляется необходимым провести анализ понятий «духовность», «нравственность», уточнить понятие «духовно-нравственное воспитание».
Понятия «духовность» и «нравственность» были и являются предметом изучения для исследователей, представляющих различные отрасли знания. При этом анализ общественно-исторических предпосылок становления современного научного понимания данного понятия свидетельствует о том, что их эволюция происходила сложно и напрямую характеристика в разные эпохи зависела от особенностей конкретного исторического этапа и преобладающих мировоззренческих позиций ученых.
Духовный, в «Живом Словаре великорусского языка» Даля, рассматривается как «бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». Нравственный или «добронравный» – это человек чистой нравственности, «безукорный», причем «христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполненья законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога».
Следовательно, главным условием, обеспечивающим положительные результаты духовно-нравственного воспитания, выступают сознательные усилия человека, направленные на духовно-нравственные и религиозные составляющие его жизни.
Духовно-нравственное пространство воспитания в этот период, как и духовная культура, включала в свое построение вертикаль, разделяющую возвышенное и обыденное, священное и низменное.
И.А. Ильин утверждал: «Без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся, по слову Гоголя, существователями».
Таким образом, духовность в религии относится к его высшему не физическому уровню, а морально-нравственному воспитанию понимания добра и зла в жизни человека.
В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона воспитание определяется как «преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле».
В «Энциклопедическом лексиконе» издательства А.А. Плюшар читаем: «ежедневный опыт убеждает, что не только духовные, но и телесные силы человека, предоставленные самому себе с раннего возраста, не достигают полного развития, или принимают дурное направление. Развитие человека до возможного совершенства должно, по словам Канта, составлять цель воспитания; но эта задача целой жизни». Это означает, что воспитание должно дать средства к достижению возможного совершенства, или раскрыть человеческие силы и способности до такой степени, чтобы он мог впоследствии и желать совершенствоваться самостоятельно.
Важным структурным компонентом духовно-нравственного воспитания большинства дореволюционных изданий выступала воля, как способность к произвольному самоуправлению. В современной педагогической литературе увлеклись содержательной стороной духовности, не обращая пристального внимания на воспитание воли.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание в России в конце XIX ‑начале XX вв. было подчинено более широким задачам, чем в предшествующие столетия. Оно требовало воспитания не только нравственно устойчивой, но и самостоятельной, социально полезной личности. Содержание духовно-нравственного воспитания определялось поставленными целью и задачами.
Духовно-нравственное воспитание в России конца XIX ‑ начала XX вв. – это воспитание, которое теоретически формировало богочеловека, т.е. научиться жить как Человек, укрепиться. Пример такого воспитания был Христос, в основе лежало Евангелие, и жизнь была литургической (общим делом). Цель воспитания была замешана на житии святых, которые знали, как выстраивать путь к Богу, и победили зло. И эта цель – создание личности человека. Чтобы суррогаты века были уничтожены, и существовало духовно-нравственное воспитание. В XIX в. люди понимали, если правильно не образовать человека, он погибнет.
Духовно-нравственное воспитание давало направление, как правильно благодарить Бога. Если человек делает во славу Бога, то он является его соработником, тогда и качество жизни другое, нет претензий к людям. Духовно-нравственное воспитание – исторически это воспитание пирамиды блаженств, когда ребенок понимает, что без молитвы ничего сделать не может, а это удар по гордыне и эгоизму. Если человек послушен Богу, ему можно доверить любое серьезное дело.
В любой исторический период слово «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души и тела (Т.И. Петракова). В понятие «воспитание» входит также представление о выхаживании, заботе, росте. По этой же ассоциации воспитание связывается со словом «становление».
Духовно-нравственное воспитание – взращивание человека, учитывающее все три сферы бытия его личности (духовную, душевную, физическую). Определяемое, как помощь в питании всех составляющих сторон личности, воспитание предполагает воздействие на телесную, душевную и духовную сферу бытия человека, социально-культурными особенностями.
Духовно-нравственное воспитание определяется, как развитие ответственности человека, которая рассматривалась в указанный период в тесной связи с дисциплинированностью. Исторически считалось, что уровень развития ответственности человека является формой проявления его духовности ибо, когда нет ответственности ‑ рушатся нравственные заповеди.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание в России в конце XIX ‑начале XX вв. было подчинено более широким задачам, чем в предшествующие столетия. Оно требовало воспитания не только нравственно устойчивой, но и самостоятельной, социально полезной личности. Содержание духовно-нравственного воспитания определялось поставленными целью и задачами.
Духовно-нравственное воспитание в России конца XIX – начала XX вв. – это воспитание, которое теоретически формировало богочеловека, т.е. научиться жить как Человек, укрепиться. Пример такого воспитания был Христос, в основе лежало Евангелие, и жизнь была литургической (общим делом). Цель воспитания была замешана на житии святых, которые знали, как выстраивать путь к Богу и победили зло. И эта цель – создание личности человека. Чтобы суррогаты века были уничтожены, и существовало духовно-нравственное воспитание. В XIX в. люди понимали, если правильно не образовать человека, он погибнет. Таким образом, религиозное духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях России было одним из основных и неотъемлемых компонентов. Идеями духовности, нравственности были проникнуты все стороны жизнедеятельности не только школ, но и всего общества в целом.
Это возможно потому, что человек принял и соблюдает иерархию ценностей, начиная с абсолютной, и не допускается перестановка высокого и низкого. Речь о системе ценностей, которая не определяется ситуацией и даже объективно-исторически, возникая в культуре и оставаясь неизменной, не зависит от текущих общественных потребностей, государственного или, тем более, партийного заказа.
Подобное ценностное сознание не дано человеку от рождения (как, впрочем, и социальность). Оно является результатом сложной и напряженной внутренней работы, складывается в сознании постепенно (не у всех людей, и по-разному у разных людей), в частности при осмыслении фундаментальных проблем человеческого бытия.
В процессе духовного воспитания на человека воздействует социальное окружение: семья, «близкий круг», этнические, религиозные и другие социальные, мировоззренческие группы, средства массовой информации. Основные, наиболее распространенные и значимые ответы на обиходные вопросы сложились исторически в духовной культуре общества. Они берутся человеком оттуда и лично осваиваются, принимаются, отвергаются или переосмысливаются в мышлении, эмоциональной сфере, жизненном опыте, что в целом составляет духовную жизнь личности. И постепенно формирует ее духовную культуру, которая проявляется затем в межличностных и социальных отношениях, деятельности человека в обществе.
Духовно-нравственное воспитание направлено на воспитание преобладания духовных, нравственных, интеллектуальных ценностей над материальными. Возможны различные направления духовно-нравственного воспитания, задаваемые обществом. В. Йегер пишет: «Нигде определяющее влияние общества на его членов не осуществляется полнее, чем в стремлении сознательно формировать путем воспитания духовно новых, постоянно совершенствующихся индивидуумов».
Границы духовно-нравственного воспитания ни в православной, ни в светской педагогике не определены достаточно четко. Можно говорить о духовно-нравственном воспитании, как о создании в воспитательных организациях благоприятных условий для позитивного духовного развития личности, основанного на самостоятельном осознанном выборе духовных ценностей.
Следовательно, главное в образовании не обретение разнообразных знаний, а их смысл и цель. Соответственно и духовно-нравственное воспитание – это проблема обретения смысла.
Другими словами, обретение смысла знания и ценности личностно переживаются. Обычно все «это концентрируется в процессе обретения совести как внутренней основы самоопределения личности».
При этом необходимо отметить, что успехи в сфере духовно-нравственного воспитания предопределяются тем, как представлена система знаний о человеке в философии, психологии, антропологии, поскольку практическая педагогика аккумулирует их и интерпретирует в воспитательном процессе.
Ориентация на мир ценностей как духовный идеал в воспитании, приобщение к ним личности является, таким образом, сверхзадачей. «Духовно-нравственное воспитание – понятие многогранное, имеющее в своем содержании иерархическую систему ценностных ориентиров личности», – отмечает Л.П. Гладких.
Духовно-нравственное воспитание определяется, исходя из концепции стратегии жизни К.А. Абульхановой-Славской . По ее мнению, стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первый – выбор человеком основного направления жизни, определение ее главных целей. Поэтому духовно-нравственное воспитание направлено на помощь ребенку в выборе служения духовным, идеальным ценностям как основного направления жизни. Второй признак стратегии жизни связан со способами решения противоречий жизни и самим желанием их решать или уходом от них. Духовно-нравственное воспитание в свете этого, с одной стороны, направлено на создание в ребенке желания преодолевать возникающие трудности жизни, с другой стороны, оно заботится о том, чтобы способы решения противоречий соответствовали высшим духовным ценностям. Третий признак стратегии жизни состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни. Воспитание творческих способностей человека одна из задач духовно-нравственного воспитания.
Кроме этого духовно-нравственное воспитание помогает ребенку ощутить, что жизнь, направленная на служение Высшим духовным целям, имеет свою непреходящую ценность.
Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из центральных в христианской, в том числе и в православной, педагогике. Педагоги-христиане ставят задачей духовно-нравственного воспитания приближение человека к Богу, однако решая эту задачу, считали необходимым воспитание именно человеческих качеств в человеке.
В итоге, можно выделить следующие задачи духовно-нравственного воспитания с историко-педагогической точки зрения:
а) приобщение детей к духовно-нравственным ценностям;
б) раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;
в) активизация позитивно-гармоничных и иерархизированных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников и окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу;
г) формирование гражданского самосознания;
д) охрана и укрепление психического, физического и духовного здоровья детей;
е) создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка;
ж) раскрытие специфики возрастных особенностей детства в процессе духовно-нравственного развития и воспитания.
Литература:
- Борисовский П. Чего надо желать для нашего общественного воспитания. – Могилев на Днепре: Скоропечатня и Литография III Фридланда, 1895.
- Бокачев И.А. Духовность и общество. Учебно-методическое пособие. – Северо-Кавказский Государственный технический университет, 2011.
- Виноградов И. Влияние истории на религиозно-нравственное и общественное воспитание и наши учебники истории. // Гимназия. – Кн. П. -1888.
- Гладких Л.П. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Курск, 2005.
- Даль В.И. Живой Словарь великорусского языка. / Под ред. проф. И.А.Бодуэна-де-Куртенэ. – Москва, 1909.
- Ильин И.А. Путь к очевидности . – Т. 3. – М., 2014.
- Шеховская Н.Л., И.А.Ильин и К.Д.Ушинский: «диалог» о духовности // Педагогика. – 2015.
- Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни. – М.: Институт русской цивилизации, 2007.
Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии (№9, 2017 г.).