«Понятие ереси и необходимости сохранения чистоты веры»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, первое воскресение Великого поста Церковь именует днем Торжества Православной веры.

История этого праздника начинается с эпохи победы над иконоборчеством. Иконоборцы почитали грехом кланяться иконам, подобно тому как кланяться языческим изображениям или статуе цезаря. В то тяжелое для Церкви время ересь эта поддерживалась византийским императором и по его приказу  уничтожались иконы, преследовались иконопочитатели, которые обвинялись в идолопоклонстве. Истинные христиане скрывались в катакомбах и пещерах, скрывая драгоценные для них святые изображения. И, даже, когда собрался седьмой Вселенский Собор в 787 году и осудил иконоборчество, все равно не прекратились гонения на православных со стороны еретиков, вплоть до середины девятого века, когда окончательно восторжествовала истина иконопочитания в 843 году. Был принят термин “проскинисис”, который выражал православное почитание икон и всякой святыни, в отличие от слова “латрия”, которое использовалось только в смысле поклонения Богу. Мы поклоняемся не дереву и краскам, а изображенному на иконе святому. Вместе с ересью иконоборчества были анафематствованы и все предыдущие, а также была установлена память святых отцов, учителей Церкви, пострадавших за чистоту православия и торжественное их прославление в первую неделю Великого поста. Мы знаем, что на этом все не закончилось и второе тысячелетие стало историей новых ересей и расколов.

Что же такое ересь и что порождает раскол? В современном обществе слово еретик несёт в себе понимание чего-то преступного. Еретик это либо разбойник, либо преступник, который опасен для людей. Но почему же в древности так много народа следовало за ними, если бы эти люди были безнравственными и преступниками, то они бы ничем не привлекли к себе столько верующих людей. А как известно, начальниками ересей были даже патриархи и цари, люди благочестивые и ревностные, подававшие пример другим. Они были твёрдо уверены, что защищают чистоту своей веры, что отстаивают Православие, хотя их учение было искажено и догматы расходились с православным Символом веры. Многие ересиархи, то есть создатели  ересей, были талантливыми богословами, мудрецами своего времени, которые владели разными языками, знали философию и своей учёностью влияли на общество. Известно из истории, что еретик Арий имел такое влияние в Константинополе, что когда на рынках начинались богословские споры, то вспыхивали массовые физические конфликты между православными и арианами.  Как же отличить ересь и распознать еретика? Слово Божие нам ясно говорит: “по плодам их узнаете их”, ереси не приносят ничего доброго, они вредят всей Церкви, раскалывают единый организм Тела Христова, порождают ненависть и раздор, в отличие от единства, которое несёт мир и согласие. Господь предупреждал в Евангелии, что “восстанут многие лжепророки и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь” (Мф. 24,11-12). Всякое отпадение от единства, всякое разделение в Церкви происходит по причине утраты любви, подобно тому как семья распадается, когда уходит любовь. Но свое начало и основание отпадения от истины полагается в гордости, еретика ослепляет гордость и он не хочет смириться, признать ошибку. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что ересь это грех ума, это дьявольское изобретение и оно подобно идолопоклонству. И в самом деле, еретик поклоняется своему идолу, то есть гордыни, признаёт только своё мнение правильным и истинным. В истории Церкви отпадение римо-католиков от полноты Православия произошло как раз из-за нежелания смириться, отказаться то своих гордых полномочий. Ересь появляется тогда, когда человек своим ограниченным умом пытается объяснить непостижимые тайны Божии. Ведь попытка объяснить тайну Боговоплощения, соединения двух природ во Иисусе Христе, приводило к появлению многих ересей: арианства, несторианства, монофизитства и многих других.

Однажды преподобный Антоний Великий, приведенный в недоумение глубиной домостроительства Божьего, Промысла и Суда Божьего, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из людей достигают старости, другие умирают детьми и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и имеют все земные блага, а праведные угнетаются напастями и нищетой?” – Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это вредно для души”.

Ересь это опаснейшее явление, которое губит и душу и тело, закрывает навсегда путь ко спасению, которое даровал нам Господь наш и Спаситель Иисус Христос. Еретик как бы смеется над искупительной Жертвой Христовой, Которая была принесена за все человечество на Голгофе. Лучше было бы не родиться такому человеку, который сам отпав от истинной веры, увлекает за собой других в вечную погибель. Святые отцы-исповедники знали как опасны ереси и шли даже на мученичество и смерть ради сохранения чистоты Православия. Святителя Афанасия Великого еретики просили поменять в слове Единосущный всего одну букву, которая бы исказила сущность Божества Спасителя, но он отказался и впоследствии его неоднократно ссылали на каторгу. Святой Максим Исповедник не был даже диаконом, он был простым монахом, на которого напали еретики и отсекли ему руку и язык, чтобы он не говорил и не писал о ереси монофилитства, но святой Максим чудесно был исцелен и защитил догматы нашей веры. На нашей Русской земле ереси латинян опасались больше, чем монголо-татарского нашествия. Благоверные правители наши не соглашались подчиниться римскому папе, не соглашались предать святую веру наших благочестивых предков, они дорожили ей и слова “русский” и “православный” считались как бы синонимами.

Мы знаем, что в современное время потребность в защите своей веры ничем не меньше чем в древности, и каждый православный христианин обязан хранить догматы и принципы своей веры, отражать угрозы искажения веры перед лицом всевозможных сект и ложных учений. Каждый член Церкви является хранителем истинного учения, он несёт в мир свет Христовой веры, освещает своим присутствием темноту язычества и суеверия, которым наполнены сердца людей. Где бы ни оказался христианин, на работе, в поезде, в коллективе, везде он может исповедовать свою веру и словом и делом, потому что всякое истинное свидетельство Евангелия сегодня, это борьба с псевдо-религиозными учениями и ересями. Ереси сегодня предлагаются очень привлекательными и люди легкомысленные, подобно невинным овцам, попадают в лапы волков, то есть еретиков и сектантов. Бесценная душа, за которую Христос пролил Свою Кровь, попадая в секту погибает, поэтому необходимо просвещать людей если это возможно.

Православная Церковь обладает полнотой благодати и святости и никакое другое учение не может Ее обогатить или пополнить, поэтому если мир нам предлагает поклониться или признать за истину что-то другое, предлагает признать ценности нехристианские, то мы должны отвергнуть это как ересь, помня слова Господа: “кто не собирает со Мной, тот расточает”.

Противостоять ереси это не значит устраивать митинги или бунты, мы должны помнить что наша брань не против крови и плоти, но против духов тьмы, наше оружие – слово Божие, Крестное знамение, молитва и добрая христианская жизнь по заповедям Христовым. Брань наша невидимая, духовная, и чем больше мы будем соединяться со Христом и стяжать в себе благодать Святого Духа, тем опаснее мы будем нашим врагам и еретикам. Ересь не найдёт себе места в нашей семья, городе, стране, если христиане будут свято хранить заповеди.

Церковь богата Священным Преданием, опираясь на которое мы сможем сохранить нашу веру неповрежденной. В Церкви действует Святой Дух, Дух истины, Он невидимо наставляет нас и просвещает. И Сам Господь наш Иисус Христос, Глава Церкви, обещал пребывать с нами во все дни до скончания века, не только в радостные дни победы над злом, в дни, когда торжествует православная вера, но и в дни печали, когда вера попирается, зло умножается, а верующие оказываются в меньшинстве.

Будем же и мы, братья и сёстры, молиться о сохранении нашей Церкви от ересей и расколов, чтобы они не поколебали чистоту Православия, будем молиться о нашей стране, чтобы лжеучения не соблазняли наших родных и близких, чтобы Господь и Матерь Божия оградили нас от всякого зла Своею благодатью.

Аминь!

Воспитанник 5-го курса Калужской духовной семинарии Максим Чудайкин