Постовые размышления прот. Андрея Безбородова, преподавателя КДС

Давно ли все мы готовились к великопостному труду, а уже на за горами и светлая Христова Пасха. Кончатся дни сугубого плача и покаяния, их сменит духовная радость и торжество. Но хочется, чтобы это торжество было не формальным, чисто календарным праздником, а – выстраданным, отвоёванным у греха состоянием истинной радости. И пока ещё осталось недолгое постовое время, не поздно что-то исправить в себе, потрудиться усиленней, помолиться.

О том, как мы проводим пост, на что рассчитывали и что обретаем (или не обретаем) как лучше подготовиться к главному христианскому празднику – Пасхе Господней, мы говорим с преподавателем Калужской духовной семинарии, настоятелем храма в честь Успения Божией Матери г. Калуги, протоиереем Андреем БЕЗБОРОДОВЫМ.

 

– Отец Андрей, намерений перед постом было много. Но вот первые порывы прошли, и находишь себя не обновляющимся постом, а утопающим в той же круговерти житейских дел и проблем.

– Дело в том, что мы, люди, слабы, и долго находиться в духовном напряжении не можем. Поэтому во время поста, кроме пищевых ограничений, Церковь рекомендует как можно чаще бывать на богослужениях среди недели. Они более длительные, требуют большего духовного напряжения, но на них можно спокойно помолиться, настроиться на молитвенный лад.

В частности, очень красивое, возвышенное богослужение Литургии Преждеосвящённых Даров. Если, в силу занятости на работе, не получается побывать на службе, можно просто зайти в храм, помолиться, побыть в этой атмосфере. То есть надо икать способы сохранять в себе дух поста.

Так же для этого надо стараться до минимума сократить получение внешней информации, новостей, потому что по моему пастырскому опыту, это очень сильно сбивает с духовного настроя на Великий пост. Особенно сейчас, – и ситуация на Украине, и тревожные экономические новости, санкции и прочее.

Чем же это заменить? Прежде всего – чтением святых отцов, Священного Писания, Псалтири. Надо понуждать себя выйти из информационного потока, в который современный человек погружён, уйти от всего меняющегося, мелькающего, к чему мы привыкли. И войти в состояние некой духовной стабильности, вечности.

 

– Мы часто успокаиваем себя тем, что «Христу важны наши души, а не то, что мы едим или не едим». Но большинству из нас в будние дни бывать на службах не удаётся, дома время молитвы не увеличивается. И получается, что именно пищевые ограничения и не дают забыть, что идёт пост.

– Не Христу важно, что мы «едим или не едим», а нам самим. Эти ограничения в еде надо воспринимать как послушание. Преподобный Григорий Синаит говорил: как через непослушание мы отпали от Бога, так через послушание мы возвращаемся к Нему. В раю человеку был заповедан очень лёгкий пост – со всех древ разрешалось есть, кроме одного. Но человек нарушил заповедь и через это потерял и Богообщение, и рай. Поэтому для меня пост – это послушание святой Церкви, которая является Телом Господа нашего Иисуса Христа.

Слова о том, что лучше «молочка съесть, чем ближнего» и подобные – подмена понятий. Пост не даёт такой развилки – или есть мясо или людей. Нет, людей есть не надо, но и мяса не надо есть. Церковь определила: вот этот период мы самоограничиваемся.

И словами из Евангелия: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 11) не стоит прикрывать своё нежелание поститься, поскольку речь не идёт об осквернении. Где прочитано, что колбаса в Великий пост начинает осквернять? Церковь сказала, что для этого периода важно отказаться от этих видов продуктов.

Другое дело, что есть определённые категории людей, для которых пост существенно ослабляется. Здесь уже пастырская совесть и мудрость должна помочь определить им меру поста. Но сказать человеку, что поститься не надо в это время – значит выбросить его из общецерковной жизни.

 

– Порой кажется, что «в еде сделаю себе послабление», а уж с душой-то  справлюсь, к примеру, от гнева или обиды на ближнего воздержусь.

– Если человек не может руководить своим желудком, властвовать над своими животными инстинктами, то он не будет руководить и своими чувствами. Я считаю, что воздержание от еды – это первая ступень. Если мы её не пройдём, то напрасно будем себя утешать, что сможем воздержаться от страсти. Можно, покуда сильно «не клюнуло». А как клюнет, так и окажется, что не научившись ограничивать себя в еде, и с другими искушениями бороться бессильны.

 

– Отчего в посту так много поминальных служб?

– Думаю, то духовное устроение, которое человек приобретает во время поста, способствует особо усиленным молениям за души усопших. Пост – это возможность вырваться из суеты, стать в стороне от неё, и в этом состоянии молитва человека об усопших более действенна.

В некоторых монастырях, к примеру, на Синае, на Афоне, создаются костницы. Монахи умирают, а через несколько лет их останки выкапывают и складывают кости и черепа отдельно. Всё лежит на виду. Представьте: тот же Синайский монастырь существует с VI века и никогда не закрывался, – сколько там одних только черепов! И монахи приходят в эти костницы, молятся там. Это помогает, молясь об усопших, помнить, как быстротечна жизнь, что через какое-то время мы тоже закончим свой земной путь и присоединимся к тем людям. Но его надо так пройти, чтобы в конце нашего земного пути, как в конце поста, была Пасха – встреча с Господом.

 

– Впереди Страстная седмица – как её лучше провести?

– После Входа Господа в Иерусалим каждый день посвящён важным событиям, которые описаны в Евангелии. Поэтому, если в силу занятости нет возможности бывать на богослужениях каждый день, надо читать, что в этот день Господь делал, о чём были Его последние беседы, наставления ученикам, каковы события того или иного дня Страстной седмицы. Тогда она действительно будет духовно полезной для человека.

 

– А уборка, куличи, яйца… Всё это отнимает время. Порой, увы, за счёт служб.

– Нужны и куличи и яйца, их заранее не сделаешь. А убраться желательно до Страстной седмицы. И посетить, почистить могилки от накопившегося мусора – тоже. Страстную седмицу надо максимально посвятить духовным занятиям.

 

– То есть, если в Страстную пятницу совершается три службы, это не значит, что одну из них можно пропустить, чтобы успеть что-то ещё.

– Нет, конечно. Дело в том, что каждая из этих служб имеет свой неповторимый смысл: и Великие часы, и вечерня с выносом Плащаницы, утреня Великой субботы (третья служба, совершаемая в вечер пятницы). И соответственно, по возможности, надо быть на всех этих службах. Если это не удаётся, то хотя бы вспомнить, какое событие Церковь сейчас вспоминает, что происходит в храме. В Страстной седмице нельзя вычеркнуть ни одного богослужения.

 

– В идеале – из храма не выходить.

– Можно выходить из храма, когда закончилось богослужение. Если серьёзно, то для того, чтобы присутствовать на всех службах, надо быть либо священнослужителям, либо монашествующим. Подавляющему большинству мирян придётся выбирать.

 

– Порой Великий пост сравнивается со всей нашей жизнью…

– Это неслучайно. Главная идея и подготовительных недель, и самого Великого поста – возвращение блудного сына к отцу, человека к Богу. Земная жизнь во многом и есть этот путь возвращения. А пост – квинтэссенция нашей жизни. Мы начинаем пост, проходим искушения, и в конце, пройдя через Страстную Седмицу, достигаем Пасхи. Также пройдя земной путь, мы верим, и надеемся, и просим у Господа прощения наших земных слабостей, чтобы в конце земного пути нам было даровано Царство Божие.

 

Беседовала Юлия БЕЛКИНА