Празднословие и пустословие, как одни из страшных видов страстей

Дорогие отцы и братья, Господь наш Иисус Христос сказал: “Всяко слово праздное, еже аще рекут человеки, воздадят о нем слово в день Судный.” (Мф. 12:36). И действительно, сколько же зла и неприятностей нам сулят страсти пустословия и празднословия! Сколько несчастий и скорбей мы приобретаем благодаря своему необузданному языку? Не счесть!
Казалось бы, чего плохого может принести пристрастие к праздным разговорам? А главное, какое влияние могут оказать эти, на первый взгляд, “небольшиестрасти на духовную жизнь?
Апостол Иаков пишет: “Языкогнь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны“(Иак. 3:6). То есть пустословие и празднословие, не обуздываемые здравым рассуждением, по мнению апостола, способны привести к пагубным последствиям. Являясь страстью, многословие воспламеняет и другие страсти, сообщая им жизнь и подавая им собой новую пищу, таким образом приводя в беспорядок все действия наши, а в конечном итоге и всю нашу жизнь.
Умение удерживать свой язык в должных границах признак человека волевого, владеющего собой, и, согласно апостолу, есть достояние людей мудрых и совершенных: ” Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело” (Иак. 3:2).
Братья, всякое сказанное слово подобно пище: пища здоровая и своевременная делает тело крепким и жизнеспособным, пища же худая расстраивает его, делая больным. Подобным образом воздействуют на человека страсти пустословия и празднословия: слова, сказанные без нужды, впустую, расслабляют, опустошают и обезвоживают душу.
Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им понадлежащему. Язык клянет человеки, бывшие по образу Божию; язык злословит отца и матерь; язык научает убийствуязык празднословит, сквернословит, кощунствует; от языка не избыл Сам Господь наш, Спаситель мираКоторый грехе не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его“; язык отрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие; ничего язык не оставляет, но на все отрыгает яд, который крыется в сердце человеческом“,- так обличал святитель Тихон Задонский страсти празднословия и пустословия. По его мнению, многословие есть началоначал всех страстей, которые нашли обиталище в наших сердцах; многословие, как считает святительэто катализатор греха!
Амвросий Медиоланский, буквально, вторит Тихону Задонскому, говоря: ” Я видел многих,- пишет святой,- вподавших в согрешения через свои слова, но почти никого через молчание
Братья! Слово есть образ мысли и выражение наших чувств. Следовательно, из слов может распознаваться внутреннее состояние и устроение говорящего человека. Добрые, теплые, светлые чувствамолчаливы. Излиться из сердца вон стремятся чувства темные, холодные и эгоистические, чтобы высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может насвыставить“, как нам кажется, с лучшей стороны. Страсть пустословия и празднословия есть дверь души, через которую выстуживается сердечная теплота благоговения и любви к ближнему, охлаждается ревность к подвигам благочестия, рассеиваются мысли. Пустые речи уносят вместе с собой из сердцаживую веру, страх Божий и любовь к Богу
Многоглаголание,- говорит святой Иоанн Лествичник,- есть сидалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание унынияистребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, попрание молитвы
Дорогие братья! Нам, как будущим пастырям необходимо воздерживаться от всякого легкомысленного празднословия и пустословия, в особенности от легкомысленных шуток, острот и смеха, и если говорить, то стараться наполнить свою речь словами полезными, своевременными и приличными. Если за всякое, даже праздное слово, которое мы сказали или скажем, будем держать ответ перед Господом в день Суда, то тем строже будет осуждение за слово лживое, бранное, гордое, гнилое.
Молчаниевеликая сила в деле невидимой духовной брани и верная надежда на одержание победы. Молчаниеблюститель святой молитвы, дивный помощник при добродетелях. А главное, молчание признак мудрости.
Благоразумное молчание,- говорит преподобный Иоанн Лествичник,- есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страх помысловучилище ( покаянного) плача, друг слез, деятель памяти о смертилюбоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, супруг безмолвия, противник любоучительства, неприметное преуспеяние ( в духовной жизни)”.
Дорогие отцы и братия, я призываю вас никогда не забывать, что ,из того что творит человек, нет ничего тверже и могущественней слова. Словом можно как убить человека, так и указать ему путь ко спасению. Оно имеет великую силу. А страсти празднословия и пустословия попусту транжирят, расхищают, а главное, направляют эту силу против нас самих, пробуждая в нас другие страсти, которые неминуемо приводят ко греху.
Слововеликий дар Божий. А разве дарами распоряжаются бездумно, “на скорую руку“?! ” От молчания еще никто никогда не раскаивался“!

Аминь.

воспитанник 2-го курса

Бугров Богдан